С научным докладом на заседании выступила Елена Сойни, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН. В течение многих лет она занимается изучением жизни и творческого наследия отечественного художника, писателя и мыслителя Николая Рериха, чья биография была связана с Карелией. Елена Сойни рассказала о жизни и творчестве Николая Рериха в Сортавале в контексте исторических событий 1917–1918 годов. Доклад посвящен 150-летию со дня рождения живописца.

Выступает Елена Сойни, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН
– И в живописном, и литературном наследии Николая Рериха очень многое связано с нашим краем. Это около 200 картин и этюдов, единственные в его творчестве пьеса «Милосердие» и повесть «Пламя», многие стихи и статьи, – рассказала Елена Сойни.
Впервые Николай Рерих побывал в Карелии 16 декабря1916 года. К тому времени он был известным художником, превозносившим идею народности искусства. Приладожье покорило живописца, и последующие два года он провел в окрестностях Сортавалы. В частности, в 1917 году он жил на берегу залива Юхинлахти в имении ректора Сортавальской семинарии Оскара Реландера. Известны пейзажи Николая Рериха, посвященные Юхинлахти.
В декабре 1917 года Финляндия стала независимым государством. В январе 1918 года в Сортавале начались военные действия между шюцкоровцами – финскими белогвардейцами – и небольшими русскими гарнизонами. 27 января в Финляндии разразилась Гражданская война. Она коснулась и деятелей искусства. Так, один из известнейших сортавальцев писатель, автор повести «За спичками» Майю Лассила встал на сторону красногвардейцев.
В этом историческом контексте автор доклада рассказала, как Николай Рерих решал для себя вопрос о назначении искусства в экстремальной геополитической ситуации, а также об отношениях деятелей культуры разных стран в сложнейший период. По словам Елены Сойни, художник не позволял втянуть себя в политическую борьбу, «интуитивно чувствуя непроясненность целей всего происходящего».
– Но для него мир стал хаосом, сгустком неуправляемых, нечеловеческих энергий, реализовывавшихся, однако, в человеческом обществе. Этот мир потерял порядок, гармонию. Ключевой в теме картин Николая Рериха остается тема ожидания. Художник испытывает состояние безнадежности, он не может психологически справиться с информацией о грабежах, убийствах, поджогов, отдавая себя во власть панических настроений, – рассказала исследователь.

Участники заседания Ученого совета КарНЦ РАН
В отличие от Майю Ласиллы, который был готов оставить художественное творчество, Николай Рерих, напротив, избрал в экстремальной ситуации только творческий путь. Во время неопределенности, на рубеже 1917–1918 годов, художник открыл для себя учение Рамакришны, что положило началу его последующему пути на Восток.
– Карельский период был чрезвычайно плодотворным в творчестве Николая Рериха. Он переоценил роль искусства в традициях романтиков, неоромантиков. Именно высокая оценка искусства привела его к понимаю таких идей, как государственность, отечество. Путь в Индию, принесший мировую известность Николаю Рериху, тоже начинался в Карелии: здесь кристаллизовались идеи, которые владели им всю жизнь, и здесь начинался его путь по всему миру, – подытожила доктор филологических наук.
В рамках обсуждения на заседании Ученого совета коллеги подчеркнули междисциплинарность доклада. В ходе исследования ученый использовала сравнительно-сопоставительный, типологический и историко-литературный метод. Были проанализированы и введены в научный обиход документы из российских и зарубежных государственных и частных архивов, существенно дополняющие сведения о жизни художника.
Директор Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Ирина Новак напомнила, что Елена Сойни – автор трех монографий и многочисленных научных статей, посвященных жизни и творчеству Николая Рериха.
– Одна из монографий, «Рерих: иероглифы северной жизни» вышла в 2022 году. Она представляет большой интерес: кроме основательного анализа творческого наследия Рериха-писателя, художника, общественного деятеля, здесь впервые репродуцированы многие картины карельского периода. Предлагаю обратить на нее особое внимание, – отметила руководитель.
Она добавила, что итоги исследования карельского периода жизни и творчества Николая Рериха необходимо подвести и на международном уровне, в частности, на XXIV Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», которая пройдет в ноябре в Санкт-Петербурге. Члены Ученого совета КарНЦ РАН единогласно поддержали это предложение.
Помимо этого, в ходе заседания обсуждались важные организационные вопросы. Академик РАН, руководитель научного направления КарНЦ РАН Нина Немова рассказала о новых подходах к формированию тем научно-исследовательских работ в рамках государственного задания.

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет рассказала о работе по созданию диссертационных советов
Член-корреспондент РАН генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет представила промежуточные итоги работы по созданию диссертационных советов в Карельском научном центре РАН. Руководитель рассказала о критериях, предъявляемых к организациям, претендующим на открытие диссоветов. Согласно им, КарНЦ РАН может рассмотреть создание диссертационных советов по специальностям «Экология» и «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ». Эта работа продолжится в 2025 году.