Проекты
Илюха О.П. Проекты
«Kuvattu Karjala»/ «Визуальная Карелия»
(2019-2023 г.г., Фонд содействия развитию культуры Карелии (Karjalaisen Kulttuurin Edistämissäätiö – KKES), Финляндия)
Ставится задача оценить фотонаследие Карелии второй половины XIX – первой половины ХХ вв., проведя ревизию крупнейших фотоколлекций в России и Финляндии. По отдельным темам будут проведены сопоставительные исследования на основе выявленных фотографий.
Interacting Francoism. Entanglement, Comparison and Transfer between Dictatorships in the 20th Century
(2019-2021 г.г., Министерство науки, инноваций и университетов Испании)
Проект направлен на выявление роли культурного обмена (в широком смысле слова) в трансфере авторитарных и диктаторских режимов в условиях модернизационных сдвигов ХХ века.
Самоорганизация населения Беломорской Карелии в конце XIX – начале ХХ вв»: экономические, социальные и культурные инициативы
(2019-2021 г.г., рук. Илюха О.П., Карельское просветительское общество)
Проект направлен на выявление в архивах Финляндии и России документов, характеризующих местные инициативы карелов по улучшению экономического положения, быта, просвещения в Беломорской Карелии. Целью является подготовка и публикация сборника документов на русском и финском языках и ознакомление исследователей и широкого круга читателей с повседневными практиками организации жизни карельских крестьян.
Карелия в записках путешественников и исследователей
(2018-2019 г.г., Карельское просветительское общество и фонд «Юминкеко» (Финляндия))
Изданы две книги: 1) в переводе на русский язык - И.К.Инха «В краю Калевальских песен». Петрозаводск: Периодика-Юминкеко; 2) в переводе на финский язык – И.В.Оленев. Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Хельсинки: KSS.
Реализация этнонациональной политики в Карелии в ХХ - XXI веках на фоне меняющейся информационной среды региона
(2018-2020 г.г., рук. Илюха О.П., Программа фундаментальных исследований РАН "Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России")Письма Анны Ряйхя
(2016-2017 г.г., рук. Илюха О.П., Прогр. фунд. иссл. Президиума РАН)Sortavala 1900-luvulla (Сортавала в ХХ веке)
(2016-2019 г.г., Университет Восточной Финляндии)Collapsed empires, Post-colonial nations and the construction of historical consciousness. Infrastructures of memory after 1917 (Рухнувшие империи, постколониальные нации и построение исторического сознания. Инфраструктура памяти после 1917 года)
(2016-2018 г.г., Министерство экономики и финансов Испании, HAR2015-68348-R)Электронная коллекция учебников на языках народов Карелии
(2015-2017 г.г.)Письма Анны Ряйхя
(2015-2016 г.г., рук. Илюха О.П., программа Президиума РАН)Идентичность населения пограничного региона: исторический опыт Карелии XX века
(2015-2017 г.г., рук. Илюха О.П., программа Президиума РАН)Белорусская диаспора в Карелии: формирование и процессы интеграции (середина XX - начало XXI веков)
(2015-2016 г.г., рук. Вавулинская Л.И., РГНФ – БРФФИ, 15-21-01004)Социальные модели и нормы в учебной литературе для начальной школы 1941-1991 годов: историко-педагогический анализ
(2013-2015 г.г., РГНФ, 13-06-0038а)Конкурс «Проекты проведения научных исследований, выполняемые коллективами молодых ученых под руководством ведущих ученых».
Проект направлен на выявление, классификацию и раскрытие информационного потенциала малоизвестных и малоиспользуемых историками источников о внутренней жизни крестьянской семьи. Одна из задач проекта – освоение молодыми исследователями методов источниковедческого анализа.
Проект направлен на выявление, классификацию и раскрытие информационного потенциала малоизвестных и малоиспользуемых историками источников о внутренней жизни крестьянской семьи. Одна из задач проекта – освоение молодыми исследователями методов источниковедческого анализа.
Карельская семья во второй половине XIX - начале XXI вв.: модернизация и этнокультурная традиция
(2011-2014 г.г., рук. Илюха О.П., программа Президиума РАН)
В рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» (2012–2014).
Цель проекта - выявить направления и характер перемен в ценностных установках и повседневной жизни карельской семьи, связанных с крупными социально-культурными сдвигами в ХХ в. Впервые ставится задача комплексно, на основе междисциплинарного подхода и широкого круга разнообразных источников проследить ход и результаты трансформации традиций, изменений норм и идеалов карельской семьи, распределения ролей под воздействием глобальных перемен в обществе.
Цель проекта - выявить направления и характер перемен в ценностных установках и повседневной жизни карельской семьи, связанных с крупными социально-культурными сдвигами в ХХ в. Впервые ставится задача комплексно, на основе междисциплинарного подхода и широкого круга разнообразных источников проследить ход и результаты трансформации традиций, изменений норм и идеалов карельской семьи, распределения ролей под воздействием глобальных перемен в обществе.
«Flexible Ethnicities» (Гибкие этничности. Этнические процессы в Петрозаводске и Республике Карелия в 2010-е гг.)
(2011-2014 г.г., сорук. Муллонен И.И., Академия наук Финляндии)
Проект выполняется с Университетом Восточной Финляндии (г. Йоэнсуу) при поддержке Академии Финляндии. Руководитель - проф. Пекка Суутари. Координатор с российской стороны И.И.Муллонен.
В рамках проекта ведется исследование по теме «Карельская женщина: три поколения горожанок». Ставится задача сравнить, как от поколения к поколению меняется этническая самоидентификация карельской женщины (О.П. Илюха, Ю.В. Литвин). В исследовании «Региональное и этническое в школьном курсе гуманитарных наук» планируется выявить место этнического компонента в формировании мировоззрения и идентичности школьников (О.П. Илюха). На основании социолингвистического исследования предполагается выявить взаимосвязь между языком и этнической идентификацией его носителей (С.В. Ковалева, А.П. Родионова).
Страница проекта.
В рамках проекта ведется исследование по теме «Карельская женщина: три поколения горожанок». Ставится задача сравнить, как от поколения к поколению меняется этническая самоидентификация карельской женщины (О.П. Илюха, Ю.В. Литвин). В исследовании «Региональное и этническое в школьном курсе гуманитарных наук» планируется выявить место этнического компонента в формировании мировоззрения и идентичности школьников (О.П. Илюха). На основании социолингвистического исследования предполагается выявить взаимосвязь между языком и этнической идентификацией его носителей (С.В. Ковалева, А.П. Родионова).
Страница проекта.
Исследование эволюции педагогических идеалов в учебной литературе для начальной школы (1900-1940)
(2010-2013 г.г., РГНФ, 10-06-01-113а)
Руководитель проекта - Т.С.Макарова (Научная пед. библиотека им. К.Д.Ушинского РАО)
Народ, разделенный границей. Карелы в истории России и Финляндии в 1809–2009 гг.: эволюция идентичностей, религии и языка
(2010-2012 г.г., РГНФ-Академия Финляндии)
Руководитель - А.М.Пашков (Петрозаводский государственный университет).
Карельская деревня: преодоление конфликтов и генезис трансформаций
(2009-2011 г.г., рук. Илюха О.П., Прогр. фунд. иссл. Отд. историко-филол. наук)
Программа Отделения историко-филологических наук РАН «Социальные трансформации и конфликты нового и новейшего времени в сравнительно-исторической перспективе».
Исследование посвящено малоизученному аспекту церковно-государственных отношений в Российской империи — законодательной регламентации жизни православного прихода в конце XVIII-начале ХХ в. Основное внимание уделено таким узловым проблемам как строительство церквей и часовен, выборы (с XIX в. — назначение) белого духовенства, административное вмешательство во взаимоотношения церковников и прихожан в фундаментальных вопросах существования прихода. К их числу относятся: организация богослужения и выполнения «мирских треб», обеспечение клира средствами к существованию. Важным аспектом исследования стала адаптация прихода к этническим и конфессиональным особенностям территории, а также к процессу урбанизации.
Исследование посвящено малоизученному аспекту церковно-государственных отношений в Российской империи — законодательной регламентации жизни православного прихода в конце XVIII-начале ХХ в. Основное внимание уделено таким узловым проблемам как строительство церквей и часовен, выборы (с XIX в. — назначение) белого духовенства, административное вмешательство во взаимоотношения церковников и прихожан в фундаментальных вопросах существования прихода. К их числу относятся: организация богослужения и выполнения «мирских треб», обеспечение клира средствами к существованию. Важным аспектом исследования стала адаптация прихода к этническим и конфессиональным особенностям территории, а также к процессу урбанизации.
Европа в Восточном блоке. Картина мира и пространство коммуникаций в процессе перемен
(2006-2007 г.г., Центр современной истории, Потсдам, Германия)
Руководитель проекта - Хосе Фаралдо (Испания).
Целью проекта является изучение представлений и стереотипов о Европе, которые формируются в сознании жителей различных стран Восточного блока через разнообразные каналы информации, включая систему образования, СМИ, литературу и искусство.
Подготовка раздела "Формула Запада: образы и символы Европы в воспитании советских школьников (1945 – 1955 гг)"
Целью проекта является изучение представлений и стереотипов о Европе, которые формируются в сознании жителей различных стран Восточного блока через разнообразные каналы информации, включая систему образования, СМИ, литературу и искусство.
Подготовка раздела "Формула Запада: образы и символы Европы в воспитании советских школьников (1945 – 1955 гг)"
Финский фактор в истории и культуре Карелии ХХ века
(2006-2008 г.г., рук. Илюха О.П., Прогр. фунд. иссл. Отд. историко-филол. наук)
Программа "Русская культура в мировой истории".
Информация о проекте
Информация о проекте
Образование и трансграничное сотрудничество
(2005-2006 г.г., рук. Морозова Т.В., сорук. Илюха О.П., Программа ИНТЕРРЕГ III A)
Предполагаемый итог – подготовка отчета и сборника статей. 2005 г. – командировка в Костамукшу, запись интервью, сбор материала по теме «Профессиональное образование в Костомукше
Процессы модернизации в Баренцевом регионе
(2005-2006 г.г., фонд NordForsk (Nordisk Forskerutdanningsakademi))
Руководитель - проф. Ларс Элениус (Технологический университет Лулео, Швеция).
Образование и приграничное сотрудничество
(2005-2006 г.г., Программа ИНТЕРРЕГ III A)
Руководитель - Пентти Страниус (Университет Йоэнсуу, Финляндия).
Цель проекта - определить современное состояние системы профессионального и специального образования в Восточной Финляндии и Республике Карелия в 2005-2006 гг. и выяснить какие возможности эта система может предоставить для более активного сотрудничества на приграничных территориях Финляндии и России.
В проекте также сравнивается система и содержание профессионального и специального образования в Восточной Финляндии и в Республике Карелия, ведется поиск новых методов и трудовых навыков для улучшения сотрудничества в области образования.
Опубликован итоговый сборник «Образование на границе», в который вошла статья О. П. Илюха «Kostamus – teollisen saarekkeen ammattikoululaitos ja Suomi-yhteistyö / Начальное профессиональное образование в Костомукше // Oppia rajalla. Toisen asteen koulutuksen tila Itä-Suomessa ja Karjalan tasavallassa: yhteistyön kokemuksia ja haasteita / Образование на границе. Современное положение образования второй ступени в Восточной Финляндии и Республике Карелия: опыт и перспективы развития приграничного сотрудничества. Joensuu, 2007. S.139–156; C. 389–407. (1 а. л.).
Цель проекта - определить современное состояние системы профессионального и специального образования в Восточной Финляндии и Республике Карелия в 2005-2006 гг. и выяснить какие возможности эта система может предоставить для более активного сотрудничества на приграничных территориях Финляндии и России.
В проекте также сравнивается система и содержание профессионального и специального образования в Восточной Финляндии и в Республике Карелия, ведется поиск новых методов и трудовых навыков для улучшения сотрудничества в области образования.
Опубликован итоговый сборник «Образование на границе», в который вошла статья О. П. Илюха «Kostamus – teollisen saarekkeen ammattikoululaitos ja Suomi-yhteistyö / Начальное профессиональное образование в Костомукше // Oppia rajalla. Toisen asteen koulutuksen tila Itä-Suomessa ja Karjalan tasavallassa: yhteistyön kokemuksia ja haasteita / Образование на границе. Современное положение образования второй ступени в Восточной Финляндии и Республике Карелия: опыт и перспективы развития приграничного сотрудничества. Joensuu, 2007. S.139–156; C. 389–407. (1 а. л.).
История экономики Карелии
(2005 г.)История Вокнаволока
(2004-2005 г.г., Вокнаволокское общество, Фонд "Kalevala Koru Cultural Foundation")
Работа над коллективной монографией. В 2006 г. написан раздела «Школа в Вокнаволоке» (в соавторстве с Пеккой Невалайненом, Университет Йоэнсуу).
О. П. Илюха подготовлен раздел «Rahvas opintiellä: Vuokkiniemen koululaitos 1800- ja 1900-luvulla (История школы в Вокнаволоке)» в коллективной монографии «Tupenkolahuttajien mailla. Vuokkiniemi esihistoriasta toiseen maailmansotaan» (toim. Kai Paajaste. Jyväskylä, 2006. S.234–255 / 1 а.л.).
О. П. Илюха подготовлен раздел «Rahvas opintiellä: Vuokkiniemen koululaitos 1800- ja 1900-luvulla (История школы в Вокнаволоке)» в коллективной монографии «Tupenkolahuttajien mailla. Vuokkiniemi esihistoriasta toiseen maailmansotaan» (toim. Kai Paajaste. Jyväskylä, 2006. S.234–255 / 1 а.л.).
О сотруднике Илюха О.П.
Последние изменения: 9 апреля 2024