Публикации
К.М. Товбин.
Православное единоверие и его роль в русской секуляризации
// Труды КарНЦ РАН. No 8. Серия Гуманитарные исследования. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2015. C. 83–96
Ключевые слова: Православная Церковь, единоверие, старообрядчество, Раскол, традиция, экклесиология, кентавризм, субкультура, Постмодерн, симулякр
В статье рассмотрена идейная трансформация единоверия – старообрядного крыла Русской Православной Церкви, возникшего как компромиссный вариант между старообрядцами и сторонниками реформированной Никоном церкви. Возникнув фактически почти сразу после церковного раскола XVII века и юридически оформленное в 1800 г., единоверие представлено как пример трансформации традиционной духовности: от собственно традиционности через фазу рациональной религиозности – в симулятивную фазу. Первая стадия – традиционная – являет собой единоверие как своеобразный ментальный шлюз для перехода носителей «древлего благочестия» в секуляризованную государственную Церковь. Вторая ступень – недолгий выход единоверия на конфессиональный уровень, попытка обособления и смены парадигмального курса всей официальной Церкви. Третья стадия – современная – попытка превращения единоверия (как участника старообрядческого смыслового поля) в элемент симулятивной духовности Постмодерна. Являясь внутри Русской Православной Церкви наиболее традиционалистическим и традиционным крылом, единоверие является индикатором пострелигиозных процессов, затрагивающих в первую очередь наиболее традиционные формы духовности. Следовательно, исследуя историю и трансформацию достаточно однородного в своём семиотическом измерении единоверия, можно получить сведения о сущности пострелигиозных трансформаций, происходящих с православием в целом. Пострелигиозная ментальность имеет место действия в наиболее насыщенных семиотических полях; ситуативное пренебрежение этой насыщенностью со стороны новообрядцев не позволяет им выйти во всей своей полноте из религиозного формата в пострелигиозный. Единоверцы внутри РПЦ, старательно хранящие древние ритуалы и правила, но в то же время лишённые раскольнического осознания своей исключительности, помогают рассмотреть пострелигиозные сдвиги без примеси к ним идеологических и политических факторов.
Последние изменения: 10 октября 2015