Публикации
А.Ф. Клейменов.
Агрессивное поведение в неантагонистической позиционной дифференциальной игре
// Математическая Теория Игр и ее Приложения, т. 8, в. 4. 2016. C. 63-78
Ключевые слова: неантагонистическая позиционная дифференциальная игра, терминальные показатели качества, типы поведения игроков, альтруистический и агрессивный типы поведения, решения нэшевского типа
Настоящая статья является продолжением работы [3], в которой была предложена формализация неантагонистической позиционной дифференциальной игры (НПДИ) двух лиц для случая использования различных типов поведения игроков (сокращенно – НПДИсТП). Предполагалось, что каждый игрок помимо обычного, нормального ( nor), типа поведения, ориентированного на максимизацию собственного функционала, может использовать другие типы поведения, введенные в [1,2]. В частности, это – альтруистический ( alt), агрессивный (agg) и парадоксальный (par) типы. Допускалось, что по ходу игры игроки могут осуществлять переключение своего поведения с одного типа на другой. Отметим, что использование таких переключений в повторяющейся биматричной 2 × 2 игре позволило в работах [6,7] получить новые решения этой игры. Изложенная в [3] формализация действий в НПДИсТП основывается на формализации и результатах общей теории антагонистических позиционных дифференциальных игр [4,5]. Предполагается, что в НПДИсТП каждый игрок одновременно с выбором позиционной стратегии выбирает также индикаторную функцию, определенную на всем отрезке игры и принимающую значения в множестве {nor, alt, agg, par}. Индикаторная функция игрока показывает динамику изменения типа поведения, которой придерживается этот игрок. В [3] даны определения сильного и слабого B T -решений игры НПДИсТП. Ожидаемо, что использование типов поведения, отличных от нормального (так называемых ненормальных (abnormal) типов), в ряде случаев может привести к исходам, лучшим для игроков, чем в игре НПДИ. В рассмотренных в [3] примерах был сделан акцент на использование игроками альтруистического типа поведения. В настоящей статье приводятся два примера игры с динамикой простого движения на плоскости и фазовыми ограничениями, в которых каждый игрок может проявлять как альтруизм, так и агрессию по отношению к партнеру в течение некоторых промежутков времени; при этом допускается случай взаимной агрессии. В первом примере построены сильные B T-решения, на которых оба игрока увеличивают свой выигрыш по сравнению с игрой с нормальными типами поведения. При этом если игрокам запретить использовать агрессивный тип поведения, то B T-решений в игре не будет. Во втором примере тоже построены сильные B T-решения, однако теперь при наличии запрета на использование игроками агрессивного типа поведения B T-решения все-таки будут существовать, но они будут порождены с использованием только альтруистического типа поведения.
Индексируется в Web of Science, РИНЦ
Агрессивное поведение в неантагонистической позиционной дифференциальной игре (239 Kb, скачиваний: 141)
Последние изменения: 6 февраля 2017