"Карелия", 22 августа 2002 г.
В окрестностях Беломорско-Балтийского канала (ББК) в 30-е годы прошлого века велась интенсивная хозяйственная деятельность. В зоне затопления были вырублены леса. Система искусственных водоемов покрыла огромные пространства суши, и образовались острова, которым не было названия. Силы природы подрывались дымами и отработанными водами промышленных гигантов. Пожары, браконьерство и прочие виды самоуправства и разгильдяйства давали основание думать, что природа никогда не «залижет» нанесенные ей раны. Но в небольшой по историческим меркам срок здесь все изменилось.
Для того чтобы уяснить суть происшедших изменений, 10—12 августа по трассе ББК прошло научно-исследовательское судно «Эколог» с группой карельских ученых на борту. Об этой экспедиции – репортаж нашего специального корреспондента.
Из разряда «зеленых», но бело-голубой
Можно порадоваться за карельскую науку, что у нее есть такое замечательное судно. Построено оно в Астрахани в 1988 году. Задумывалось как промысловый транспортный рефрижератор, но после переоборудования на Петрозаводской верфи стало научно-исследовательским. С 1993 года «Эколог» бороздит просторы Ладожского и Онежского озер, участвует в реализации различных научных проектов, в основном природоохранной направленности.
В одном из таких проектов оценивалось влияние прибрежных промышленных предприятий на экологию Ладожского озера. Оказалось, что современная промышленная деятельность не мешает естественному процессу восстановления природных сил. А сине-зеленые водоросли (индикатор загрязненности), по поводу распространения которых в водах Ладоги экологи били тревогу, вдруг взяли и исчезли.
В другом проекте экипаж «Эколога» и ученые Карельского научного центра РАН помогали канадцам снять фильм о белых китах, белухах (съемки велись у Соловков, у мыса Белужий). Еще в одном проекте экипаж судна обслуживал международную экспедицию, отправившуюся на Кузова, острова в Белом море, где были обнаружены свидетельства древней культуры…
До недавнего времени судно «Эколог» дальше Соловков плыть не могло, техническая оснащенность не позволяла. Но вот благодаря помощи финских коллег судно дооборудовано современной спутниковой системой, позволяющей определять координаты плавания с точностью до 10-15 метров. На «Экологе» установлен чудо-эхолот: красочная картинка на мониторе фиксирует не только изменения донного рельефа, но даже проплывающих рыб. Оснащенный современными средствами навигации «Эколог» может теперь смело пускаться в дальние морские путешествия. Серьезное испытание в этой связи судну предстоит пройти уже теперь. Программа международного проекта предполагает посещение экспедицией более двадцати беломорских островов.
Поскольку команду судна возглавляет проверенный на прочность всеми стихиями капитан Степан Прошкин, то можно предположить, что испытание морем «Эколог» выдержит успешно. С 1993 года этот человек сжился с судном, стал как бы неотъемлемой частью «судовой механики». Без таких «людей-пароходов» в озерном краю нашей науке никак нельзя.
Милости просим на необитаемый остров
«Создание единой водной артерии, соединившей Онежское озеро и Белое море, эксплуатация особо доступных ресурсов привели к существенному изменению природной обстановки...».
Это строки из задания, полученного руководителем научной экспедиции доктором биологических наук Владимиром Шубиным. Цель, указанная в задании, – попытка оценить природную обстановку, выявить как негативные так и позитивные ее изменения. Итоги экспедиции могут дать начало новому исследовательскому проекту с условным названием «Социально-экономические, историко-культурные и природные последствия строительства ББК».
Численность участников экспедиции невелика – всего шесть человек, пятеро из них – научные сотрудники Института леса, один – Института водных проблем Севера.
Визуальные наблюдения во время прохождения судна по каналу велись вдоль всей трассы. Некоторые острова и отдельные участки прибрежной зоны исследовал научный «десант». Из шести обследованных островов один оказался обитаемым. На прочих, исхоженных участниками экспедиции вдоль и поперек, не видно было даже рыбаков. Складывается впечатление, что иные не посещаются людьми не один год.
Что такое Химпесок
Высадиться на этом острове участников экспедиции заставило странное название. Что за «пески» с «химией» отражены в его этимологии?
История острова недолга. О ней поведал местный житель Егор Климов, традиционно проводящий на острове лето.
В двадцатые годы прошлого века на месте нынешнего острова был участок материковой местности, окруженный болотами. После завершения строительства канала сюда из затопленной деревушки Тиконицы, расположенной в трех километрах от Химпесков, переселился дед Антип, мастер по изготовлению мереж и прочих орудий рыбного лова. Затем тут появился глухонемой бондарь Василий Лайкачев.
В конце сороковых годов на крошечном острове (в длину не более километра) в восьми домах жило несколько семей, в том числе семья Климовых. Общее количество островитян доходило до полусотни. Тут трудились три рыболовецкие бригады (некая артель промышляет ловом рыбы и теперь, в основном в зимнее время). В каждой семье было много скота. Дизель давал электричество. Работали магазин и пекарня. Для развлечений и политинформаций действовал красный уголок, где был установлен приемник «Родина» (впоследствии был доставлен патефон и устраивались танцы).
Сегодня на острове ведут дачное хозяйство два семейства. И если бы не было живых свидетелей старины, то кто бы мог предположить, что этот зарастающий дикими растениями участок суши был когда-то перенаселен.
Цивилизация и рекреация
По завершении полевой части исследовательских работ каждый из участников экспедиции поделился своими впечатлениями.
Владимир ШУБИН, доктор биологических наук, руководитель экспедиции (оценивал состояние прибрежных лесов):
– На всем протяжении трассы канала по берегам идет нормальный процесс лесовосстановления. Лиственные породы постепенно уступают место сосне. Средний возраст деревьев – 60—80 лет.
Маргарита ФАДЕЕВА, кандидат биологических наук (оценивала состояние лишайников):
– Лишайники – хорошие индикаторы качества окружающей среды и антропогенных изменений в экосистемах. По обнаруженным вдоль трассы канала видам можно сделать вывод, что среда обитания сильно изменена. Из всех посещенных в ходе экспедиции островов естественная флора сохранилась лишь на острове Малый Янц. На других, например на острове Белая Гора, идет естественный восстановительный процесс. Этот остров находится всего в шести километрах от Сегежи.
Сергей КОМУЛАЙНЕН, кандидат биологических наук, гидробиолог (изучая сообщества водорослей, оценивал чистоту рек):
– По-моему, все очень чисто! Сравнительная же оценка состояния искусственно созданных и естественных водоемов будет дана позднее, на основании лабораторных исследований. На научных конференциях, в работе которых мне приходилось участвовать, коллеги-ученые говорят в основном о загрязненных реках. И оттого, наверное, что на территории Карелии мне пока не довелось открыть ни одной подобной, у меня порой возникает даже чувство некоторой неудовлетворенности.
Вера ТИМОФЕЕВА, младший научный сотрудник, ботаник:
– Вдоль обжитых берегов канала преобладают растения-спутники человека. На островах в целом – типичная для сосняков флора. Заносные виды здесь немалая редкость. На острове Белая гора все повытоптано, а сорной растительности немного. С ботанической точки зрения это любопытное явление.
На основе Малый Янц встретила особо редкий вид, занесенный в Красную книгу, – зюзник европейский.
Николай МЕДВЕДЕВ, кандидат биологических наук (во время экспедиции наблюдал млекопитающих и птиц):
– Сегодня влияние человека на природу свелось почти исключительно к прибрежной зоне канала и отдельным островкам хозяйственной деятельности (о. Химпесок). Повсюду заметны процессы рекреации, восстановления сил природы. В пользу этого говорит и тот факт, что на острове Носырека мною был обнаружен такой редкий вид, как орлан-белохвост.
Антон СОЛОДОВНИКОВ, аспирант лаборатории лесного почвоведения и микробиологии Института леса брал пробы почв (а это весьма трудоемкий процесс) и впечатлениями от своей мускульной работы делиться не стал. За него однажды скажут данные лабораторных исследований, которым будут подвергнуты добытые им образцы. Но это будет сравнительно нескоро. Возможно и тайна названия острова Химпесок будет раскрыта с помощью химического анализа почвы.
Сергей Хохлов