"Карелия", 10 февраля 2001 г.
Быт 1100 семей из Карелии, Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областей – таков объект исследования, проведенного под руководством ведущего научного сотрудника Института языка, литературы и истории карельского научного центра РАН, доктора исторических наук Ирины Алексеевны РАЗУМОВОЙ. Несмотря на веяния нового времени, семейный быт оказался весьма консервативным.
Бабушничество
В отличие от стран Запада, где авторитет, приводящий к главенству в семье, зачастую «меряется» суммой зарабатываемых денег, у нас, оказывается, деньгами лидерство в семье не купишь. В результате исследования выявлено, что наибольшим авторитетом в семье пользуется... бабушка. Если она живет с детьми и внуками, то в 80% случаев именно она становится семейным лидером. Это типично русское, по мнению Ирины Разумовой, явление она называет «бабушничеством». Если бы у нас, как на Кавказе, был совет старейшин, аксакалов, то он бы, вероятно, состоял из бабушек. Все считают себя чем-то обязанными этому старшему члену своей семьи. А бабушка чувствует ответственность за своих родненьких и никогда не подведет. По словам Разумовой, исследователями записаны семейные предания, в которых образ бабушки безгранично идеализируется. А когда о бабушке рассказывает не единственный ее внук, то он почему-то абсолютно убежден, что именно его она любит больше других.
Наша семья – мама, кот, телевизор и я
Примерно такими словами ребенок описал состав своей семьи. Они отражают современное явление, когда животное, собака или кошка, становится едва ли не равноправным членом семейного коллектива. Две ведущие темы семейных разговоров – дети и животные. Третий центр притяжения и повод почесать языки – телевизор. Членом семьи он, конечно, не является. Он, как камин, символ уюта и семейственности, вокруг которого все собираются. А он знай подкидывает темы для разговоров. Или же заменяет оные в ситуации коммуникационного вакуума. Он же избавляет от общения, когда говорить не хочется или не о чем.
Телевизор есть у всех. Причем, с одной стороны, он всем необычайно дорог. С другой – во многих семьях просмотр телепрограмм пытаются свести к минимуму, и когда это удается, то гордятся этим.
Как распределяются роли
Оказывается, в каждой семье складывается своя неписаная система ролей. Одни ведают организацией семейных праздников. Другие отвечают за переписку с родственниками (чаще это женщины, обычно те же бабушки). На третьих возложен досуг. Мужчины часто исполняют в семье роли затейников, юмористов, по современному – «приколистов», по-старому – шутов. Младшие успешно справляются с ролью семейных идолов, центров притяжения. Иногда остаются вакантными роли рассказчиков, которые не в каждой семье имеются. Чаще всего в роли рассказчиц выступают старшие женщины. Случаются и деды-говоруны. Молодежь не так красиво живописует.
Весьма распространена в современных семьях роль архивариуса. Архивариусы хранят старые письма, фотографии, документы, пишут воспоминания, составляют генеалогические древа родов и даже выпускают семейные стенные газеты. Семейные летописцы – это чаще всего мужчины среднего и пожилого возраста, интеллигенты.
Откуда ведем свой род
Составление генеалогического древа рода не является чем-то необычным для многих современных семей. По наблюдениям Разумовой, родословное древо в той или иной форме вычерчивается примерно в каждой пятой обследованной семье. Толчком к исследованию корней обычно является желание показать престижность своего рода, подтвердить свое право на «место под солнцем», найти опору в родословных корнях, когда общество или государство перестают быть опорой семьи.
Любопытно, что наиболее усердными в ведении семейных архивов оказались поморы, русские жители побережья Белого моря. В иных деревнях в девяти семьях из десяти сохраняются документальные свидетельства родословия, а в древах родов родство прослеживается до XVII века. А вот в деревнях средней Карелии, в семьях карелов если и занимаются составлением родословных древ, то «копают», как правило, не слишком глубоко. Тут в основном сохраняется память о дедах. О прадедах уже не всегда помнят. Не существовало тут глубокой письменной традиции, как в русских семьях. А в одной из семей традицию письменную заменила ... домотканая: тут женщины каждого поколения приплетают один ряд к домотканому коврику.
Имеется и социальное различие в ведении семейных архивных дел. Наиболее активно этим занимаются потомки знатных, дворянских, родов и, как уже было сказано, интеллигенция. Люди же, ставшие знатными совсем недавно, так называемые новые русские, по наблюдениям Разумовой, не всегда стремятся раскапывать свои корни, поскольку ничего, кроме «пролетарского происхождения», там, как правило, не откопаешь.
Семейные реликвии
Ими могут быть любые предметы, если они хранятся в семье достаточно долго и связаны с кем-то из предков или с семейным преданием. Чаще всего в современных семьях в качестве семейных реликвий хранят иконы. Они успешно пережили атеистическую эпоху и теперь часто извлекаются из сундуков и комодов и вывешиваются на видное место. Во многих семьях этот предмет самый почитаемый, хотя и не всегда используется по назначению, для молитвы. Другая наиболее ходовая семейная реликвия – обручальные кольца. Особая роль хранительницы памяти семьи принадлежит фотографии. «В истории семьи, которая не имеет семейного альбома, видится нечто подозрительное». Фотографии близких выступают в роли языческих символов-талисманов, оберегов. В иных случаях они вывешиваются рядом с иконами или даже вместо икон. Изображение умерших близких на надгробных памятниках – это также отголосок язычества, говорит И. Разумова.
Научный доклад фольклориста Ирины Разумовой о культуре современной семьи, сделанный ею в стенах Карельского научного центра РАН 30 января, был одобрен ученым советом. Вероятно, уже в этом году в Москве выйдет в свет ее объемная монография «Потаенное знание современной семьи», в которой найдут отражение все аспекты изучения одной из наименее исследованных областей культурной сферы. Прикладное применение данного труда – в первую очередь воспитательное.
Сергей Хохлов