"Карелия", 6 декабря 1996 г.
После экскурсии по лабораториям Карельского научного центра Российской Академии наук в честь его 50-летия, проведенной 4 декабря 1996 года специально для журналистов республики, стало очевидным, что жива покуда карельская наука, а с ней, например, живет и здравствует лаборатория экологии лесных ландшафтов. Ей пять лет всего, а с нею уже приходится считаться. Затевают, к примеру, «зеленые» свои акции вокруг приграничных лесов, считая их заповедными, а тут доподлинно известно, что заповедных лесов в Карелии почти не осталось. И если говорить о настоящих девственных лесах, то таковые, а точнее их фрагменты, по словам заведующего лабораторией Андрея Николаевича Громцева, имеются лишь вдоль побережья Белого моря. Вот они-то и в самом деле нуждаются в опеке.
Любопытные исследования проводит лаборатория лесного почвоведения, одна из крупнейших в Институте леса. Заведующая лабораторией Наталия Глебовна Федорец рассказала об интереснейшем исследовании карельских почв на загрязненность тяжелыми металлами. Как это ни парадоксально (у нас принято хаять родное и хвалить чужое), наши почвы в целом загрязнены тяжелыми металлами не больше, чем в соседней Финляндии. Хотя случаются и у нас аномалии, в том числе и покуда необъяснимые. Так, на одной из почвенных карт бросается в глаза красное пятно повышенной концентрации ртути (в районе озера Куйто). Чем это вызвано – не вполне понятно.
Людмила Ивановна Груздева, заведующая лабораторией паразитологии, «ввела» журналистов в таинственный мир паразитов, которые в природе, как и в обществе, стремительно прогрессируют. Однако в данной лаборатории к паразитам относятся даже с некоторой любовью. В экспериментальных целях тут их не обязательно травят и морят голодом, но порою холят и культивируют.
Журналистов заставили заглянуть в окуляр микроскопа, дабы рассмотреть замечательную конкрецию спор картофельной нематоды. Не все журналисты выдержали испытание паразитом нематодой. Многие «потерялись» по пути в следующий научный «цех» – лабораторию стрессозоологии растений. А жаль. Тут можно было убедиться, что свойство испытывать стрессы присуще не только журналистам, но и растениям. Любопытно, кстати, было бы исследовать реакцию растений на явление перед ними весьма ядовитой пишущей и снимающей журналистской братии.
Далее самые стойкие из журналистов побывали также в музеях геологии и археологии. В последнем им вручили (вероятно, за стойкость) маленькие, но чрезвычайно редкие сувениры – значки, сделанные из черепков глиняной посуды с древним орнаментом. Утверждают, что каждому такому рукотворному сувениру по меньшей мере 5 тысяч лет.
Затем журналистов усадили на мягкие диваны. Сами ученые – директора институтов, председатель президиума Карельского научного центра РАН А. Ф. Титов – устроились на жестких стульях. Перед нами поставили вазы с цветами, бутылки с минеральной водой, положили листы белой-пребелой гладкой бумаги. Пишите, ребята. Донесите о нас юбилейную правду!
Александр Федорович Титов дал слово всем директорам институтов КНЦ. В честь юбилея ими была нарисована в целом благостная картина состояния карельской науки. Информацию к размышлению представил сам Александр Федорович. По его словам, общий объем научных исследований в последние годы снизился на порядок. Представьте себе, сказал он, красавец 10-этажный дом. Сегодня этот дом почти разобран. Остался лишь первый этаж.
Сергей Хохлов