КарНЦ РАН в СМИ

Проба на золото

"Карелия" № 80 от 17 октября 2013

Международная конференция «Золото Фенноскандинавского щита» завершилась 5 октября в Институте геологии Карельского научного центра Российской академии наук.

Щит один – подходы разные

В кадастре месторождений и проявлений золота на территории Республики Карелия сегодня числится около ста объектов, в том числе шесть месторождений. Задачей организаторов конференции стало раскрытие потенциала республики в отношении золотодобычи, поскольку очень важно, чтобы освоением месторождений заинтересовались инвесторы. Но пока лишь представители геологических служб Финляндии и Швеции рапортуют на конференции о том, что у них с золотодобычей дела идут по нарастающей. А у нас она даже не начинается, хотя геологический Фенноскандинавский щит (выступающий на поверхность докембрийский фундамент земной коры) у нас с соседями общий и условия формирования золоторудных месторождений были схожи. В то же время сеть открытых месторождений у нас реже, да и заинтересованность в их освоении невысока.
Так и хочется воскликнуть вслед за известным этнографом Владимиром Майновым, совершившим в XIX веке путешествие в Обонежье и Корелу и сетовавшим в своих описаниях, что «всюду огромныя богатства лежатъ нетронутыми и словно забытыми и никому-то не въ охотку взяться за нихъ!»

С чего начиналось карельское золото
В 1737 году житель деревни Надвоицы крестьянин Тарас Антонов в расселине на возвышенном мысу (Воицкой горе), расположенном на правом берегу реки Северный или Нижний Выг (при истоке из Выгозера), обнаружил кварцевую жилу. Несколько кусков заинтересовавшей его породы он представил в канцелярию горных заводов в Петрозаводске. Выяснилось, что порода содержит колчедан, тальк, шпат, охру, медную зелень, самородную медь… Через пять лет, в 1742 году, из открытой крестьянином жилы начали добывать руду, из которой на Олонецких заводах выплавлялась медь. В 1744 году в образцах воицкой руды обнаружено также золото. Вскоре начата его промышленная добыча из коренной породы.
Воицкий рудник просуществовал, работая с перебоями, до мая 1794 года, когда повелением императрицы Екатерины II был закрыт окончательно по причине убыточности. Казна и до того не считала выгодным разрабатывать рудник и не раз призывала желающих (теперь бы сказали – инвесторов) взять его в собственное содержание. Но желающих не находилось. Всего же на Воицком руднике за время его существования было добыто 106 тонн меди и 74 килограмма золота – немного по современным меркам. Сегодня иные месторождения Карелии имеют доказанные запасы золота, исчисляемые тоннами (Лобаш 1, Педролампи, Рыбозерское и ряд других). И что примечательно – по-прежнему «никому не в охотку взяться за них»…

Годы теории
Долгие годы, в том числе в советское время, перспективы золотоносности недр Карелии оценивались как невысокие. Этим, в частности, объясняется тот факт, что геологические работы по поиску золота проводились в небольших объемах и на ограниченных территориях. Причем наиболее успешным в истории исследований золотоносности недр Карелии явился период с 1980 по 1990 годы, когда было найдено много новых благороднометалльных проявлений. Именно в эти годы открыто перспективное золоторудное месторождение Педролампи, а в уран-ванадиевых рудах Средней Падмы в Заонежье установлена очень высокая концентрация золота – более ста граммов на тонну породы. Хотя, как утверждали геологи, урана в породе мало и освоение рудника не привело бы к существенному изменению естественного радиационного фона, проект разработки месторождения Средняя Падма из-за протестов общественности был положен под сукно.
В 90-е годы объемы всех видов геологических работ в Карелии были резко сокращены. Конец XX века и начало XXI века в научном труде «Золото и платина Карелии» (авторы – научные сотрудники Института геологии В. Иващенко и А. Голубев), выпущенном в издательстве Карельского научного центра в 2011 году, названы периодом обобщения, систематизации и теоретического анализа ранее полученных результатов, касающихся золотоносности недр Карелии.
Сегодня для многих ученых и практиков становится очевидным, что наступает пора переходить от рассуждений о перспективах золотоносности региона к освоению месторождений. Не случайно практическим вопросам была посвящена большая часть докладов прошедшей конференции, в которой приняли участие около ста специалистов из научных и производственных организаций России, а также представители геологических служб Финляндии, Швеции и Норвегии.
Один из организаторов конференции заместитель директора Института геологии КарНЦ РАН по научной работе Анатолий Голубев полагает, что современные технологии вполне позволяют с выгодой осваивать открытые в Карелии комплексные месторождения полезных ископаемых, содержащие в том числе и благородные металлы. Среди них Пудожгорское и Койкарское месторождения титано-магнетитовых руд, золото-порфировое месторождение Лобаш 1, хромитовое – Бураковское… Эти месторождения могут привлечь внимание инвесторов не обязательно как золоторудные объекты, считает ученый. Параллельно необходимо вкладывать средства в доразведку обнаруженных рудопроявлений. И – бурить, бурить и бурить… На поверхности золото в Карели вряд ли сыщешь. Рассыпное золото с поверхности в свое время как языком слизал ледник, прошедший по нашей территории – в результате большая часть рыхлых отложений, содержащих золото, была снесена на Русскую платформу. Ну и, как отмечалось на конференции, нужны новые геологические карты, особенно на перспективные рудные районы.
В существующих экономических отношениях освоение месторождений – дело не казенное, а частное. А, исходя из оценки возможных трудностей, следует, что инвестор, кому в охотку рискнуть, должен быть очень и очень состоятельным.

Финляндия как ориентир
В качестве положительного примера на конференции не раз упоминалась Финляндия, крупнейший на сегодняшний день производитель золота не только на Северо-Западе, но и в Европе. Финская горнодобывающая промышленность производит в настоящее время около 10 тонн золота в год (в десять раз больше, чем в восьмидесятые годы прошлого века). Причем существенную часть золота извлекают в качестве сопутствующего продукта при переработке медных и иных руд. Всего же в Финляндии открыто более двухсот рудных объектов, содержащих благородные металлы.
Любопытно, что важная роль в поиске новых месторождений в Финляндии отводится любителям. Закон о праве на землю предоставляет гражданам страны возможность собирать образцы пород практически в любом месте без каких-либо дополнительных разрешений владельца земельного участка. Золотосодержащие камни собираются примерно на тех же основаниях, что и ягоды или грибы. Ежегодно Геологический исследовательский центр Финляндии (Geological Survey of Finland, GTK) получает для исследования тысячи образцов пород, найденных любителями по стране. Самые интересные находки вознаграждаются денежной премией.
Как сообщает интернет-издание «Золотодобыча», ссылаясь на соответствующие финские источники, в GTK высоко оценивают роль любительского поиска в важном деле геологического изучения Финляндии. Многие месторождения полезных ископаемых были открыты именно благодаря увлеченным энтузиастам-любителям. Так, например, в 2004 году главный приз GTK в размере 5000 евро получил господин Алхолм. Найденный им в районе Хирсикангас кусок породы содержал вкрапления золота. Это была первая подобного рода находка в этом регионе. И GTK сразу же взялся за серьезную геологическую разведку в этом месте. Всего же в 2004 году участникам конкурса на самую интересную геологическую находку выплатили премий на сумму 23 500 евро.
К сожалению, российское законодательство не регулирует поиск полезных ископаемых любителями. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и находящиеся на рассмотрении в Госдуме поправки к закону «О недрах» дозволяют вести поиск золота и драгоценных камней только организациям и предпринимателям и только на основе соответствующей лицензии. А статья 192 уголовного кодекса предусматривает ответственность лиц за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж (процесс очистки драгоценных металлов от примесей) или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней.
Таким образом, если финское законодательство поощряет любительский поиск, то российское – усложняет и, вместо поощрения, в какой-то степени запугивает любителей.
К счастью, иные страхи и запреты и у нас стали пережитком прошлого. Так, данные о рудопроявлениях и месторождениях благородных металлов больше не являются в России закрытыми, как бывало прежде. Открыты для всех и материалы международной конференции «Золото Фенноскандинавского щита», вышедшие в Карельском научном центре отдельным изданием тиражом 300 экземпляров. Хочется надеяться, что найдутся у материалов конференции внимательные читатели среди людей с практической хваткой, которые извлекут из полученных сведений пользу для себя и для общества, о чем радела еще императрица Екатерина, с сожалением закрывшая Воицкий рудник.

Сергей Хохлов


Публикации 2013 г.
Последние изменения: 13 декабря 2017