"Карелия" № 88 от 14 ноября 2013
Лаверов Н.П
О юбилейных перспективах, моногородах и солнечных протуберанцах
В работе Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования республики, заседание которой состоялось 6 ноября в Петрозаводске, принял участие академик Николай Лаверов, на протяжении многих лет являвшийся вице-президентом Российской академии наук, автор более 700 научных работ, один из лидеров мировой радиогеологии, заместитель председателя совета директоров «Роснефти», член многих коллегий, комиссии и советов… Перечисление всех его регалий заняло бы немало места. В тот же день академик Лаверов посетил Карельский научный центр РАН, где встретился с ведущими учеными, ответил на вопросы, дал краткое интервью.
– Николай Павлович, что можно сказать об итогах прошедшего заседания Государственной комиссии?
– Государственная комиссия по подготовке к празднованию юбилея республики, которую возглавляет секретарь совета безопасности РФ Николай Платонович Патрушев, утвердила план основных мероприятий. Итогом прошедшего заседания стала выработка единой позиции о необходимости комплексной стратегии социально-экономического развития республики. Эта стратегия должна включать конкретные проекты, прежде всего мегапроекты, с участием в их реализации федеральных органов исполнительной власти и крупнейших компаний. Находясь в Карельском научном центре, должен с удовлетворением отметить, что науке в предстоящих планах отведена важная роль. Предусмотрены, в частности, значительные ассигнования на создание при петрозаводском университете и в Карельском научном центре технологических парков. Их предназначение – поиск способов, как научные и научно-технические идеи превращать в конкретный продукт. И университету, и центру надо уже сейчас готовиться к этому, причем с учетом того, что развитие республики, очевидно, по-прежнему будет связано с освоением природных ресурсов. Это и разработка перспективных месторождений полезных ископаемых, таких как Пудожгорское, где обнаружены крупные запасы титано-магнетитовых руд, и производство щебня, и традиционные для Карелии заготовка леса и переработка древесины… Одновременно нужно налаживать работу по восстановлению лесов.
Считаю, что в целом разработан хороший документ по подготовке к юбилею республики, на выполнение плана основных мероприятий предусмотрены крупные ассигнования, в том числе из федерального бюджета. В то же время, на мой взгляд, недостаточны ассигнования, которые планируется направить на решение экологических проблем.
– С Китаем, где вы недавно побывали, не сравнить?
– В китайских городах создаются экологически чистые зоны, чего у нас пока не делается. Очищается от мусора территория, формируются зеленые зоны, где нет предприятий, но все предусмотрено для здоровой жизни и отдыха – строятся спортивные сооружения, отели, устраиваются подземные стоянки для автомобилей, разбиваются скверы и цветники…
– Кто контролирует создание таких экологических зон?
– Этим занимается специальная структура. Существует совет с гигантским экологическим фондом. Этот фонд действует под руководством заместителя председателя КНР. Зеленому развитию весьма способствует генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Это особенно важно для перенаселенной юго-восточной Азии. К международному экологическому движению присоединились уже десятки стран, и китайцы имеют большие претензии на руководство в нем. При этом они умело совмещают лозунги, которые направлены на улучшение жизни человека, с возможной политической и экономической выгодой. В экологических зонах проводится огромное количество конференций, обучающих семинаров, здесь же люди отдыхают, занимаются спортом, поправляют здоровье.
– Можно ли что-то из подобного опыта применить в Карелии?
– В первую очередь необходимо заняться наведением порядка и созданием соответствующих условий в местах, которые предназначены для посещений туристов и отдыха. Это вполне реально – навести порядок, чтобы людей, которые любят бывать в Карелии на отдыхе, вновь и вновь тянуло сюда. Экологически чистую зону следовало бы создать и в столице Карелии. Хотя в названии Петрозаводск и упоминается завод, промышленных предприятий здесь практически не осталось… Полагаю, однако, что наряду с созданием экологически чистой зоны здесь должно быть организовано и какое-то серьезное производство не только по использованию природных ресурсов, но, например, по строительству судов, самолетов или чего-то еще. Карелия находится по соседству с высоко индустриализированной Финляндией. Хороший пример рядом – нужно его по возможности использовать. Этому, в частности, может способствовать федеральная целевая программа, которая, судя по всему, будет принята по итогам работы Государственной комиссии по подготовке к юбилею Карелии. Если эта программа будет реализована, то после 2020 года Карелия будет иметь иной облик, я в это верю.
– На заседании Государственной комиссии обсуждалась тема моногородов – в большинстве городов Карелии всего по одному градообразующему предприятию…
– С сожалением могу заметить, что никаких конкретных решений тут пока не принято. Но в рамках Государственной комиссии предложено создать специальную группу, которая займется вопросами развития карельских моногородов. Рабочей группе нужно будет тщательно поработать с учеными и специалистами, чтобы четко обозначить круг имеющихся возможностей – кадровых, ресурсных, промышленных…
– У вас не складывается впечатление, что судьбы многих моногородов и их жителей слишком зависят от зачастую неэффективных менеджеров, управляющих промышленными предприятиями?
– Да, складывается. Не случайно появилось выражение о «менеджерах отремонтированных помещений». Имеются в виду управленцы, которые в деле ничего не понимают, но, извините, растаскивать государственное и муниципальное имущество умеют.
– Насколько, на ваш взгляд, это явление распространено?
– Это колоссально распространено! К сожалению, это великая беда не только нашей страны, но также и стран СНГ, и даже западной Европы, как это ни странно…
– В Кондопоге на целлюлозно-бумажном комбинате какое-то время работал действительно эффективный менеджер – Виталий Федермессер. При нем предприятие развивалось, город расцветал даже в упадочные девяностые годы. Когда его не стало, к управлению комбинатом пришли люди иного сорта. И хотя это было уже в эпоху, когда в стране наступила некоторая стабилизация, предприятие стало быстро двигаться к банкротству…
– Это, вероятно, пример того, когда приведенное мной выражение можно использовать без кавычек. Для того чтобы быть действительно эффективным управленцем, нужно иметь незаурядные способности – знать и чувствовать производство, уметь с людьми работать… Я, например, с удовольствием работаю в «Роснефти», акционерном обществе, которым руководит Игорь Сечин. Под его руководством Роснефть превратилась в могучую компанию, где во всем наблюдается положительная динамика. В принципе, в стране имеются эффективные менеджеры. И, кстати, их не так уж мало.
– В заключение хочу задать вопрос по теме, имеющей отношение к проводимым вами исследованиям. Куда подевались озоновые дыры в атмосфере, которыми долгое время пугали мир?
– Механизмом возникновения озоновой дыры в Арктике мы занимались совместно с американскими исследователями. При этом показали, что снижение концентрации озона обусловлено, главным образом, космическими причинами. Сегодня, например, никто уже не говорит о том, что выбросы в атмосферу хладореагентов разрушают озоновый слой.
– Прежняя концентрация озона в атмосфере восстановилась?
– Концентрация озона непостоянна. Она периодически то возрастает, то убывает. Происходят сезонные изменения… Эта проблема больше связана с влиянием солнечных протуберанцев, выбросом в окружающее пространство заряженных частиц, влияющих на магнитное поле Земли… К счастью озоновый щит, защищающий планету от губительного ультрафиолетового излучения, никуда не собирается исчезать. Словом, ситуация не столь драматична как кому-то кажется.
Беседовал Сергей Хохлов
Фото Игоря Георгиевского