КарНЦ РАН в СМИ

Деньги есть – мало инициатив

"Карелия" № 90 от 21 ноября 2013

Сергей Вахруков и Ирина Макиева (Фото Игоря Георгиевского)
Сергей Вахруков и Ирина Макиева (Фото Игоря Георгиевского)
Разговор о механизмах поддержки монопрофильных городов, который состоялся в конце октября в рамках семинара в Институте экономики КарНЦ РАН, был продолжен 6 ноября, когда гостями Карельского научного центра стали заместитель министра регионального развития РФ Сергей Вахруков и заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева.

На втором заседании Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования республики, которое прошло в тот же день, 6 ноября, в Петрозаводске, Ирина Макиева предложила создать в структуре Госкомиссии дополнительную рабочую группу, которая займется именно проблемами и развитием карельских моногородов. Предложение было принято. Известно, что эту рабочую группу должен возглавить заместитель секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев.

Карелия является уникальной территорией – ни в одном другом регионе России нет такой концентрации многородов (всего их десять) на единицу площади, заметил директор Института экономики КарНЦ Юрий Савельев, открывший семинар-совещание с участием высоких гостей.

Когда мы говорим о монопрофильном городе, то имеем в виду, что благополучие его жителей во многом зависит от деятельности какого-то одного предприятия, оплота местного развития. При этом среди моногородов Карелии немного таких, деятельность предприятий-форпостов в которых можно признать успешной сегодня и имеющей радужные перспективы в будущем. Напротив, тревожные будни градообразующих предприятий Надвоиц, Кондопоги, Питкяранты и Суоярви стали причиной того, что перечисленные города признаны неблагополучными и вошли в список из 55 кризисных моногородов. Такой список был опубликован в сентябре этого года министерством регионального развития.

В 2012 году приказом министерства регионального развития создана межведомственная рабочая группа по формированию типовых инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях. Возможностью получить инвестиции воспользовались представители шести моногородов Карелии. И хотя средняя стоимость предложенных к рассмотрению инвестиционных проектов оказалась невелика по сравнению с проектами, поступившими из других регионов, поддержки не получил ни один документ. Как отметил в своем выступлении Юрий Савельев, проекты модернизации и развития моногородов, поступающие в минрегион, оказываются слабо проработанными, в результате чего даже первичную экспертизу проходят менее одной пятой заявленных проектов.
Не случайно к выступлению гостей из Москвы было приковано внимание зала в Карельском научном центре, в котором помимо научной общественности находились и представители наших моногородов. Как сделать так, чтобы представляемые в Минрегион проекты не отклонялись? Дадим слово членам межведомственной рабочей группы по формированию типовых инвестиционных проектов. Чтобы нечаянно не упустить чего-то важного, приведем их прямую речь, тем более что она была яркой, содержательной и в конечном итоге многое прояснила.

Ирина Макиева:
– Вопросами модернизации моногородов занимаюсь три года, за это время «под ключ» сдано 49 моногородов, создано 60 тысяч рабочих мест, так что мне есть чем поделиться. Не хочу, чтобы вы повторяли чужие ошибки.
Какие существуют модели модернизации. 1). Глубокая модернизация градообразующих предприятий с ориентацией на выпуск новых видов продукции. 2). Создание двух-трех альтернативных проектов (если проект один, то существует большой риск, что что-то может не сложиться). 3). Создание промышленных площадок или индустриальных парков. По сути это земельный участок за забором, на котором можно консолидировать предприятия как одной отрасли, так и разных отраслей. Вероятно, это самый беспроигрышный вариант – один инвестор ушел, другой пришел… 4). Там, где градообразующее предприятие уже не восстановить, а земли для индустриального парка нет (для городов Карелии это актуально, поскольку кругом земли лесфонда), там целесообразно создание предприятий малого и среднего бизнеса (МСП). Следует, однако, понимать, что на МСП большой рывок сделать невозможно, большого развития экономика города не получит.
Наконец, существуют города, где, к большому сожалению, ничего нельзя сделать, никакой бизнес туда не придет. Через 20-30 лет, когда уйдет живущее ныне поколение, их просто не будет. Не могу сказать, что в Карелии есть города-претенденты на вымирание. Таких городов здесь нет – все, которые отнесены к категории монопрофильных, можно поднять.
Почему ни один из представленных в Минрегион проектов не был поддержан. Замечу, что существуют бизнес-проекты и бизнес-прожекты. Как только начинаешь разбираться с инициатором проекта, которого вы нам представляете, оказывается, что потенциальному инвестору досталось нечто по случаю от зятя, свата, брата за копейку, собственных денег у него нет и никого в бизнес он пускать не хочет. Но если нет собственных денег в кармане, из такого человека не выйдет инвестора. Амбициозные планы должны быть подкреплены финансово. Вот и получается, что проекты ваши не поддерживаются. Не потому, что ситуация стабильная, а потому, что они не проработаны.
Недавно в минрегионе прошло совещание, на котором предлагалось собрать все бизнес-проекты, представленные от Карели прежде. Многие из них сохраняют актуальность. Просто так вышло, что либо должного внимания к ним не было, либо люди, которые были инициаторами, передумали, но идея осталась. Давайте, как говорится, «тряхнем стариной», вспомним старые проекты, актуализируем базу. Может быть, Институт экономики поможет их доработать… А мы постараемся найти инвесторов. И будем рассматривать такие проекты в ускоренном режиме, поскольку времени на раскачку нет. В 2014 году, когда будут деньги на развитие инфраструктуры, появится возможность «закольцевать» какие-то из этих проектов на одну площадку, за счет федерального бюджета подвести инженерку… Думаю, что такой возможностью нужно воспользоваться. Впереди юбилей републики, и к 20 году некоторые ваши моногорода могут расцвести.
Хочу также попросить не заваливать нас бумагами – не надо представлять комплексные инвестиционные планы во всей полноте, тем более что в них постоянно что-то меняется. Не нужно и презентаций с кружочками и стрелочками. Комплексный инвестиционный план нужно свести к табличной форме. Из табличных данных должно быть понятно, какой проект рассматривается, скольких он денег стоит, каково состояние документации (есть ли ТЭО, бизнес-план и т.п.), кто инвестор. И проекты, за которыми есть инвесторы, и просто бизнес идеи – все годится. На рабочей группе будем рассматривать только таблицы – сядем и поговорим, что реально, что не реально, чтобы сто раз бумаги не переделывать. И везите к нам своих инвесторов. Часто оказывается, что потенциальный инвестор вам лжет. Когда он приезжает к нам и мы начинаем его «трясти», выясняются многие скрытые вещи, например, что этот инвестор в долгах как в шелках. Вы порой считаете, что центр вам не помогает, а на самом деле – инвестор, которого вы нам представляете, не состоятелен. В итоге нужно уметь перешагивать такие препятствия и работать с другими людьми. Деньги у нас есть – мало инициатив.

Сергей Вахруков:
– Те возможности, которые имелись благодаря подготовке комплексных инвестиционных планов моногородов и финансовым ресурсам, вкладываемым в их осуществление, сегодня еще не исчерпаны и их нужно использовать. Сегодня появилась еще одна возможность, которую озвучили на втором заседании Государственной комиссии, посвященном подготовке к празднованию 100-летия Республики Карелия. Она заключается в подготовке проекта комплексного плана социально-экономического развития республики. Причем этот сводный план должен базироваться, как сказал председатель Госкомиссии Патрушев, на планах развития муниципальных образований. Сегодня подготовлены документы территориального планирования. Их надо актуализировать, подготовить соответствующие документы – схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения… Для людей, которые в перспективе будут на этих территориях жить и работать, нужно создать благоприятные условия. Такая возможность появляется. Она не стопроцентная и во многом будет зависеть от вашей инициативы, от поступающих предложений.
И второе, о чем хотелось сказать. В основе комплексного инвестиционного плана, а возможно и федеральной целевой программы социально-экономического развития республики, должна лежать схема расселения с четким пониманием того, где, сколько, какого возраста и какой компетенции занятых и социально обеспеченных людей может реально проживать на той или иной территории, что очень важно для оценки ее потенциальных возможностей. Все это можно прописать в плане, который должен быть уравновешенным как с точки зрения подготовки кадров, так и с позиции создания коммунальной инфраструктуры, технопарков и других аспектов, важных для понимания места бизнеса в рамках комплексного инвестиционного плана.
Мы готовы к диалогу и к совместной работе, тем более что уже проделан серьезный путь и есть неплохой задел.

Сергей Хохлов


Публикации 2013 г.
Последние изменения: 13 декабря 2017