КарНЦ РАН в СМИ

День науки в Год культуры

"Карелия", №8 от 6 февраля 2014

7 февраля, в канун профессионального праздника российских ученых, Дня науки, в конференц-зале КарНЦ РАН состоится совместное заседание президиума Карельского научного центра и ученого совета Петрозаводского государственного университета. 2014 год объявлен в России Годом культуры, и научные доклады на заседании посвящены вопросам сохранения культурно-исторического наследия.

А.М. Пашков
А.М. Пашков
О гусляре Садко и рунопевеце Вяйнемейнене

Профессор Петрозаводского государственного университета доктор исторических наук Александр Пашков, говоря об исследователях традиционной культуры края в дореволюционный период, считает Карелию «заповедником архаики», где сохранились многочисленные памятники традиционной культуры прибалтийско-финских народов и славян.

Первые шаги к изучению фольклора, этнографии, культуры и быта финно-угорских народов предпринимаются после присоединения в 1809 году Финляндии к России. Основателем финно-угроведения считается российский этнограф шведского происхождения Андрей Шёгрен. В 1824-1829 годы с целью «изучения народов финского племени» он путешествует по европейскому северу. Ему принадлежит открытие вепсов, народа, представляющего собой потомков летописной веси. Его же заслугой является выявление ливиковского и людиковского диалектов карельского языка.

Современником Шёгрена был собиратель рун Элиас Лённрот. С 1828 по 1844 годы он совершил одиннадцать путешествий по Карелии. Итогом его трудов стала эпическая поэма «Калевала», впервые опубликованная в 1835 году. Знакомство с поэмой побудило современников к изучению истоков. Возникло целое романтическое течение – карелианизм. В российскую Карелию направляются десятки финских этнографов, фольклористов, писателей, художников. Среди них – художник Аксели Гален-Каллела, обратившийся в своем творчестве к народному эпосу. Свои впечатления от пребывания в северной Карелии он использовал при иллюстрировании поэмы «Калевала».

Традиционная культура русского населения Карелии долгое время не вызывала интереса даже у просвещенных представителей дворянства. Назначенный первым губернатором Олонецкой губернии Гаврила Державин в 1785 году посетил Заонежье, где в то время жил знаменитый сказитель древнерусских былин Илья Елустафьев, которого многие последователи считали своим учителем. Однако Державин почему-то не обращает внимания ни на сказителей былин, ни на очарование ансамбля Кижского погоста.

Открытие в карельской глубинке традиций изустного героического эпоса принадлежит Павлу Рыбникову. Будучи чиновником, он должен был совершать служебные поездки по Олонецкой губернии. Во время одной из таких поездок он услышал исполнение былин, после чего стал целенаправленно искать сказителей и записывать от них фольклорные тексты. С 1861 по 1867 годы его исследования выходят в свет в четырехтомном сборнике. В 1871 году Олонецкую губернию посетил Александр Гильфердинг, который записывал фольклорные тексты от тех же сказителей, что и Рыбников. Уже через год опубликован его труд «Онежские былины».

Сборники Рыбникова и Гильфердинга приобрели в России большую популярность. С пением былин в Санкт-Петербурге и Москве неоднократно выступал крестьянин из Заонежья Василий Щеголенок. В 1879 году сказитель целый месяц гостил в Ясной Поляне в имении писателя Льва Толстого.

Онежские былины вдохновили многих русских художников и композиторов на создание героических, эпических произведений. Под влиянием былин художник Виктор Васнецов создает всемирно известные полотна «Витязь на распутье (1882) и «Богатыри» (1898). По Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерниям путешествует художник Иван Билибин. Свои впечатления и собранные материалы он использует при создании иллюстраций к былинам и русским народным сказкам. Композитор Н. Римский Корсаков создает в 1896 году оперу-былину «Садко». Театральную постановку оперы в 1914 оформлял художник И. Билибин.

Одна из черт традиционной культуры русского населения Карелии – высокая книжность. Местные крестьяне хранили у себя тысячи рукописных и старопечатных книг. А библиотека Выговской старообрядческой пустыни являлась одним из крупнейших древлехранилищ России. Археограф Алексей Викторов и библиограф Всеволод Срезневский способствовали сохранению этого уникального наследия.

Помимо фольклора, географии, этнографии и быта, исследователи занимались также изучением деревянного зодчества Карелии. Пионером в этой области стал Лев Даль, сын знаменитого лексикографа. В 1876 году он посетил Олонецкую губернию и описал ансамбль Кижского погоста, церковь Воскрешения Лазаря в Муромском монастыре и ряд других памятников. Итогом исследований стал труд «Старинные деревянные церкви Олонецкой губернии», опубликованный в 1877 году.

Памятники истории и культуры Карелии и сегодня могли бы быть очень востребованы в науке, туризме, культуре, образовании. К сожалению, этот ресурс используется не достаточно.

А.В. Пигин
А.В. Пигин
Открытия карельского собрания Пушкинского дома

Карельскому собранию рукописей древлехранилища имени В. Малышева Института русской литературы РАН (Пушкинского дома) посвящено сообщение профессора Петрозаводского государственного университета доктора филологических наук Александра Пигина.

Карельское собрание рукописей, включающее около шестисот единиц хранения, было передано в древлехранилище Пушкинского дома по инициативе известного археографа Владимира Малышева в 1954 году. Большинство рукописей находилось прежде в ведении Институте языка, литературы и истории КарНЦ РАН (это современное название научного учреждения). Некоторые хранились в Петрозаводском государственном университете. Самый древний документ карельского собрания – богослужебный сборник 14 века – принадлежал Педагогическому институту. Таким образом, карельское собрание рукописей Пушкинского дома имеет непосредственное отношение к научным организациям республики.

Два года назад коллективом ученых Петрозаводского государственного университета был получен грант Российского гуманитарного научного фонда. Проект предусматривал изучение рукописей собрания, выявление памятников карельской письменности, созданных местными авторами. Эти памятники могут в дальнейшем стать основой для написания истории литературы Карелии с начального этапа.

В результате проделанной работы описано около половины рукописей карельского собрания, при этом выявлен ряд неизвестных памятников местной письменности. Среди них – некоторые литературные сочинения, созданные старообрядцами Выго-Лексинского монастыря. Этот монастырь, расположенный в Повенецком уезде, являлся крупнейшим центром старообрядческой культуры в России. Считается, что наследие старообрядцев изучено достаточно хорошо. Тем не менее, неизвестные памятники обнаруживаются до настоящего времени. Среди них – ряд сочинений, происходящих из страннических общин. Некоторые из них посвящены полемике, касающейся распространенной у старообрядцев практике самосожжений. Представлены выписки из житий раннехристианских святых, которые в эпоху гонений кончали жизнь самоубийством.

Наши ученые довольно редко обращаются к карельскому собранию рукописей Пушкинского дома. Это, вероятно, связано с тем, что основная часть фонда представлена богослужебными книгами. Среди них, например, Евангелие, переписанное для князя Голицына рукой царевны Софьи Алексеевны. Пищи для исторических исследователей в этих источниках не так уж много. Впрочем, не все документы изучены и впереди нас, возможно, ждут новые открытия.

Н.В.Лобанова и члены археологической экспедиции
Н.В.Лобанова и члены археологической экспедиции
Шедевры наскальной живописи

Петроглифы Карелии в сравнении с наскальным искусством стран Северной Европы – тема сообщения кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника сектора археологии ИЯЛИ Карельского научного центра РАН Надежды Лобановой.

На планете насчитываются сотни тысяч наскальных изображений – в основном выбитых или нарисованных. Для Финляндии, например, характерно использование пигментов. В Карелии преобладают выбитые изображения. В Швеции и Норвегии есть и то, и другое.

Всего на территории Северной Европы известно пять крупных скоплений наскальных изображений. В их числе два карельских собрания петроглифов – онежское и беломорское. Во многом наскальные рисунки Карелии отличаются от прочих. И созданы они были в весьма узкий временной интервал, в то время как иные произведения первобытных художников Скандинавии отделяют тысячелетия – сменялись поколения, и каждое оставляло свой живописный след.

Карельские петроглифы создавались в эпоху неолита, позднюю стадию каменного венка, около 6,5-7 тысяч лет назад. В силу обстоятельств (природных, климатических) традиция создания наскальных изображений не продлилась дольше.

Петроглифы
Петроглифы
Сюжеты и техника карельских изображений также имеет свои особенности. По сравнению со скандинавскими, у нас выбиты подлинные шедевры. Некоторые исследователи говорят даже о зарождении здесь письменности, в пользу чего свидетельствует чередование в рисунках повторяющихся элементов.

Если сравнивать беломорские и онежские петроглифы, то кажется, что их создатели, разделенные сотнями километров, находились в какой-то взаимосвязи. Прослеживаются общие сюжеты, а иные рисунки будто сделаны рукой одного человека. Впрочем, есть и различия. На Белом море преобладают профильные изображения человека, на Онежском озере профильных изображений немного, зато имеется большое разнообразие антропоморфных образов, показанных в анфас. Множественность подобных образов и их выразительность – также особенность беломорских и онежских петроглифов.

Научное значение наскальных изображений трудно переоценить. Например, в открытой карельским ученым Юрием Саватеевым Новой Залавруге, где под слоем почвы обнаружены шедевры мирового уровня, среди изображений оказались выразительные сцены коллективной охоты на белух. До этого никто не мог представить, что древний человек эпохи неолита мог охотиться на китов, хоть и малых, но достигающих шести метров в длину. Открытие доказало, что подобная охота была весьма распространена, о чем свидетельствует более сотни сцен.

Изображения предметов материального мира, сцен охоты весьма расширяют наши представления о древних людях. И, что также важно, – рассказывают о духовном мире, о верованиях, ритуалах древнего человека (сцены шествий, изображения людей с жезлами в руках, с головами лосей, волков, лебедей…) Рисунками охвачены едва ли не все сферы жизни человека эпохи неолита.

В наступившем году в одном из московских издательств должен выйти в свет большой иллюстрированный труд «Петроглифы Онежского озера», где будут отражены самые свежие данные, собранные исследователями. На очереди – подобное издание по петроглифам Белого моря.


Публикации 2014 г.
Последние изменения: 11 декабря 2017