"Карелия", № 46 от 12 июня 2014 г.
платформа для бурения донных отложений (Д. Субетто – в центре)
Колебания климата – вещь обычная. Так, относительно теплая эпоха, имевшая место 100-150 тысяч лет назад, сменилась продолжительным ледниковым периодом. 10-11 тысяч лет назад ледник окончательно отступил, а климатическая температурная кривая поползла вверх. При этом естественные температурные колебания на этом временном отрезке имели достаточно широкий разброс. В мире становилось то холоднее, как в средние века, когда в Европе трещали сибирские морозы, то теплее, почти как теперь. Так стоит ли человечеству преувеличивать свою роль в климатических изменениях?
Донные отложения, по словам Дмитрия Субетто, можно считать своего рода архивами былого. На дно водоемов осаждается материал, приносимый ветрами, талыми водами, водостоком. Этот материал становится хранителем информации об изменениях растительности, ландшафтов и климатических параметров. Так, например, серые, глинистые слои донных отложений с малым количеством органики формируются в условиях холодного климата, в периоды господства ледников и тундровых ландшафтов, а с потеплением на дне водоемов начинают накапливаться илы, богатые органикой. По характеру и составу донных отложений можно судить об изменениях температуры, количества осадков, других климатических составляющих в ту или иную эпоху.
Озеро Эльгыгытгын на Чукотке имеет возраст 3,6 млн лет. Оно возникло в результате падения крупного болида и, хотя и расположено в зоне вечной мерзлоты, его 12-километровая чаша в холодный период оказалась вне ледникового щита. Ледник не тронул чукотское озеро и сохранил содержимое его чаши в целости и сохранности. Потому толща донных отложений водоема здесь очень внушительна. В этой толще «законсервировано» море информации, в том числе и об изменениях окружающей среды. Палеолимнологические исследования на чукотском озере велись гидрологами разных стран с 2008 по 2010 годы. Глубины бурения осадочной толщи достигали сотен метров. Материалов для осмысления здесь получено на месяцы и годы работы.
В отличие от чукотского долгожителя, Онежское и Ладожское озера сравнительно молоды. В том виде, в котором мы их наблюдаем, они сформировались 12-15 тысяч лет назад. Водоемы, которые находились здесь прежде, были однажды накрыты щитами крупных оледенений. Ледники долго не отступали, двигались, сглаживая ландшафт, сметая все на своем пути, в том числе донные отложения доисторических озер. Остатки древних отложений, которые ученые были бы рады обнаружить, могли сохраниться лишь в каких-то углублениях, расселинах-ловушках в коренных скальных породах.
На современном этапе практически все крупные и не очень крупные озера Западной Европы с точки зрения палеолимнологии достаточно хорошо изучены. Ладога и Онега остаются единственными крупными европейскими озерами, донные отложения которых детальному исследованию не подвергались. И вообще, как выясняется, российская база данных тут довольно скудна и в настоящее время только формируется.
Впервые исследованиями донных отложений на Ладожском и Онежском озерах заинтересовались в 30-е годы прошлого века. В их изучении в последующие годы принимали участие сотрудники институтов геологии, биологии, водных проблем Севера Карельского научного центра. В 2013 году карельские ученые совместно с коллегами из Института Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) проводили палеолимнологические исследования донных отложений на Ладожском озере.
Что нового мы в итоге узнали? Стоит отметить, что были обнаружены следы современной тектонической деятельности, подтверждающие, что Ладожское и Онежское озера лежат в активной зоне (следовательно, нас все еще может трясти!). Бур, достигший коренных пород, пробился через двадцатиметровую толщу отложений (имелись участки и с большими толщами «ветхозаветных» илов). Как и следовало ожидать, нижняя часть полученного в результате бурения керна соответствовала отложениям, характерным для ледникового периода. Споро-пыльцевой анализ глубинной части керна дал также информацию о растительности, которая в настоящее время на берегах Ладоги отсутствует. Здесь, например, когда-то росли дубы и вязы. Следовательно, существовал теплый период, благоприятный для их развития. Исследователи полагают, что некоторые образцы кернов, возможно, содержат остатки илов древнего моря, которые могли сохраниться в расселинах, хотя ледник основную массу этих отложений в свое время «слизал».
Остается сожалеть, что в «книге-архиве» донных отложений молодых карельских озер не так много страниц, поскольку ледник в свое время все выгреб из озерных котловин, смешал и унес. Однако на расшифровку информации, закодированной в отложениях последних десяти-двенадцати тысяч лет, мы можем рассчитывать. В ходе продолжающихся исследований может быть найден еще не один «золотой ключик», приоткрывающий завесу над тайнами далекого прошлого.
Сергей Хохлов