КарНЦ РАН в СМИ

С трансгенами нам не по пути

"Карелия", №90 от 1 октября 2015 г.

В.В. Кузнецов (Фото С. Хохлова)
В.В. Кузнецов (Фото С. Хохлова)
На прошлой неделе в Карельском научном центре РАН прошел VIII Съезд Общества физиологов растений России и Всероссийская научная конференция «Растения в условиях глобальных и локальных природно-климатических и антропогенных воздействий». Сегодня мы публикуем интервью с главным действующим лицом съезда – членом-корреспондентом РАН, директором Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева, президентом Общества физиологов растений России Владимиром Кузнецовым. Владимир Васильевич в немалой степени способствовал тому, что наша страна отказалась от выращивания генетически модифицированных (ГМ) или трансгенных растений.

– Владимир Васильевич, как самыми простыми словами дать определение, что же такое физиология растений?
– Физиология растений – это наука о процессах, происходящих в растительных организмах. Она сформировалась как самостоятельная дисциплина более двухсот лет назад и стала теоретической базой высокоэффективного земледелия. Вместе с другими биологическими науками физиология растений являлась фундаментальной основой «зеленых революций», которые приводили к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. В последние полвека эта наука все более становится теоретической базой глобальной и региональной экологии.

– Какие вопросы рассматриваются на съезде и конференции Общества физиологов растений России?
– Внимание участников съезда сосредоточено на физиологических и молекулярных механизмах стресса, адаптации и выживания растений, вопросах фотосинтеза, дыхания, влияния неблагоприятных факторов среды на основные физиологические процессы.
Научная программа конференции включает пленарные и устные доклады, стендовые сессии, работу секций. Так, одна из секций будет посвящена обсуждению жизни изолированных клеток растений. Познание биологии изолированных клеток открывает возможности для разработки технологий по получению растительного экологически чистого сырья для пищевой, медицинской промышленности, фармакологии, создания новых сортов растений, разработки технологий сохранения исчезающих видов. Традиционно на каждом съезде рассматриваются вопросы физиологии трансгенных растений. Без знания этих вопросов не могут быть созданы безопасные для человека и окружающей среды ГМ сорта сельскохозяйственных культур.

– Почему в заглавие конференции вынесены слова об антропогенном, то есть связанным с человеческой деятельностью, воздействии на растения?
– Актуальность этого научного направления связана с тем, что мировое сообщество сегодня особенно обеспокоено интенсивным техногенным загрязнением окружающей среды, неблагоприятными изменениями глобального климата, таянием арктических льдов и повышением уровня мирового океана, уничтожением лесов и лесных экосистем, исчезновением видов. Последствия этих событий, в той или иной мере связанных с человеческой деятельностью, могут иметь катастрофический характер для всего живого.
Растения на Земле существуют миллионы лет. Эволюционно они приспособлены к постепенным изменениям природной среды и климата. Но вот двести с небольшим лет назад произошла индустриальная революция. Эти двести лет представляют собой всего лишь мгновение с точки зрения эволюционного процесса. За это мгновение в тысячи, в десятки тысяч раз возросли техногенные выбросы в атмосферу. В окружающей среде появились химические соединения, с которыми растения прежде никогда не встречались. Как будут вести себя растительные сообщества в условиях, при которых скорость изменения среды обитания превышает предельную скорость адаптации к происходящим изменениям? На этот вопрос у науки нет ответа, хотя имеются некоторые подходы к оценке состояния фитоценозов и прогнозированию ответа растительных сообществ на жесткое техногенное давление. Эти проблемы рассматриваются экологической физиологией. Съезд должен продемонстрировать наше стремление к получению новых знаний в этой области.

– Недавно Правительство России приняло, можно сказать, судьбоносное решение, отказавшись от выращивания в стране ГМ растений. Вы ведь тоже этого решения ждали…
– Я много лет возглавляю комитет «Биобезопасность пищевых продуктов и методы ее контроля» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ. Потому внимательно отслеживаю ситуацию с выращиванием ГМ сортов растений полученных из них продуктов.
Генетически модифицированный (трансгенный) организм – это генно-инженерная химера, в генетический аппарат которой искусственным путем встроен фрагмент ДНК одного или нескольких чужеродных организмов. Генная инженерия научилась преодолевать запрет эволюции на обмен генетической информацией между далеко отстоящими видами.
К чему может привести употребление трансгенных растений? Анализ доступных научных данных говорит, например, о том, что при длительном использовании ГМ кукурузы (иногда сои) в качестве корма животным наблюдаются нарушения в функционировании (или в структуре клеток) печени и почек, то есть органов, обеспечивающих очищение организма от токсинов (ядов биологического происхождения). Наблюдаются также нарушения генеративной сферы – уменьшается число отпрысков в помете, снижается их вес, возрастает смертность приплода. Отсюда следует, что бесконтрольное употребление в пищу трансгенных продуктов может подобным образом отразиться и на здоровье человека. Негативные эффекты от употребления людьми таких продуктов пока не отмечены. Однако следует иметь в виду, что ГМ продукты появились на прилавках магазинов всего 12-15 лет назад. Это недостаточный срок для проявления негативных эффектов.
Сам по себе трансген, или чужеродный фрагмент ДНК, используемый для встраивания в геном растения, безопасен. Однако методы получения ГМ растений в настоящее время несовершенны – встраивание трансгена в геном осуществляется случайным образом, число встраиваемых копий не контролируется, трансформация сопровождается снижением стабильности растительного генома – все это приводит к появлению непрогнозируемых, непредсказуемых эффектов.
Полагаю, что решение Правительства РФ об отказе от производства ГМ растений является абсолютно обоснованным. Вместо перспектив, связанных с их выращиванием, следовало бы обратить внимание на другую потенциальную возможность… В России заброшено 40 млн. га пахотных земель. Вновь приступив к их освоению, наша страна могла бы себя позиционировать как крупнейший производитель экологически чистой сельскохозяйственной продукции…

– Что дало науке ее реформирование? Ощущаете ли вы, что государство стало более заботливым к науке?
– К сожалению, государство не балует науку вниманием и заботой. В последние годы высокие государственные чиновники заявляют, что России не нужна фундаментальная наука, ей нужны инновационные технологии. Но если мы планируем превратить Россию в великую индустриальную и аграрную державу, а не в «банановую» республику, то такая позиция не выдерживает критики. Почему мы победили фашизм, первыми в мире построили атомную электростанцию и первыми вышли в космос? Потому что государством были вложены колоссальные средства в фундаментальную науку. Без серьезной поддержки науки невозможно всерьез говорить о безопасности страны, в том числе продовольственной, невозможно в приказном порядке решить проблему импортозамещения. Сначала страна должна вложить деньги в науку, обеспечить эффективное использование выделенных средств и лишь затем ожидать или даже требовать появления новых инновационных технологий. Обратная последовательность, к сожалению, не работает.

– Хочется заметить, что в Карелии между региональной наукой и органами государственной власти сложились добрые отношения…
– Если говорить о положении федеральных научных организаций, таких, скажем, как Институт физиологии растений, который подчиняется Федеральному агентству научных организаций, то ситуация очень тяжелая. Положение институтов в составе региональных научных центров РАН представляется более прочным. Это может быть связано с тем, что помимо федеральных чиновников, существуют региональные правительства, которые будучи заинтересованы в развитии науки, оказывает ей поддержку. На открытии VIII Cъезда физиологов России я выслушал выступление заместителя Главы Республики Карелия, министра экономического развития Валентина Чмиля. И у меня сложилось впечатление, что в Карелии контакты между наукой и властью носят устойчивый и, вероятно, взаимовыгодный характер.
В ряде регионов, например в Татарстане, Башкирии, поддержка местной властью науки весьма существенна. В результате финансирование научных исследований там бывает лучше, чем в центре. И это одна из причин, почему наука на периферии страны может развиваться достаточно успешно. Думаю, со временем московские ученые будут ездить в Петрозаводск, Казань или Уфу, где будут учиться, как относиться к науке с вниманием и заботой.

Сергей Хохлов


Публикации 2015 г.
Последние изменения: 15 ноября 2017