"Карелия", №90 от 1 октября 2015 г.
Рабочие моменты совещания
Петрография – это наука, описывающая горные породы и составляющие их минералы. Для того чтобы легче разобраться во всем многообразии горных пород, используют классификацию, в основу которой положено их происхождение. Принципы такой классификации были предложены еще Ломоносовым. В соответствии с нею, выделяют следующие основные типы пород: магматические, первичные, образующиеся при остывании расплавленной магмы, осадочные и метаморфические. Последние представляют собой осадочные и магматические породы, изменившие свое строение и свойства под воздействием длительных физико-химических процессов во время их нахождения в земной коре (в условиях высоких давлений, температур и минерализованных вод).
На совещании рассматривался широкий круг вопросов, связанных с происхождением горных пород, их геологической историей, рудообразующими процессами, а также перспективами практического использования минеральных ресурсов (составной части горных пород).
Многие теоретические вопросы, которые обсуждались на форуме, имели выход в практическую плоскость. Некоторые касались перспектив разработки шунгитовых, титан-магнетитовых, хромитовых месторождений, другие – добычи металлов платиновой группы, алмазов… Проблема добычи полезных ископаемых, которыми богаты карельские недра, давно не снимается с повестки дня. Когда же, наконец, станут открываться предприятия, которые будут все это богатство добывать и перерабатывать? Хотя геологическая наука знает многое, на этот вопрос она ответить не в состоянии. Да и адресовать его некому. Многосторонние связи науки и производства, порушенные еще в лихие девяностые годы прошлого века, до сих пор в полной мере не восстановлены. Вот и на нашем совещании присутствовали, в основном, представители геологических институтов, люди науки, и не было среди участников производственников. Не было здесь и потенциальных инвесторов, которых мог бы заинтересовать вопрос богатства карельских недр.
С точки зрения комплексного освоения карельских недр, наиболее перспективно Костомукшское железорудное месторождение, о чем не раз упоминалось на совещании. В Костомукше, по сути, уже имеется часть инфраструктуры, необходимой для извлечения из богатой железом руды сопутствующих сокровищ и их транспортировки. Причем эти сокровища, к которым, в частности, относится золото, содержатся в отвалах, отходах производства, насыпях из «пустых пород», полученных при разработке месторождения. Чтобы взять это богатство не нужно глубоко копать – оно буквально лежит под ногами. И технологии извлечения известны. Надо просто вкладывать деньги, строить цеха, приобретать оборудование, набирать специалистов… Безусловно, мгновенной отдачи ожидать не стоит. Но пройдет несколько лет – и прибыль от добычи в Костомукше золота, других металлов платиновой группы может перекрыть доходы от железорудного промысла. А ведь там еще и алмазы имеются…
Упоминались в докладах и не самые известные, но перспективные с точки зрения добычи и промышленного использования полезные ископаемые, которыми богата Карелия. Так, например, по запасам кианита, минерала, принадлежащего к метаморфическим горным породам и представляющего собой силикат алюминия, Карелия занимает второе место в мире. На первом – Мурманская область, Кольский полуостров, где сосредоточено до 90% мировых запасов камня.
С одной стороны, полупрозрачный кианит может представлять ценность как ювелирный драгоценный камень, весьма красивый (синего цвета) в огранке. Однако в массе своей кианиты непрозрачны, имеют спутанноволокнистую структуру и для ювелиров не пригодны. Они используются как сырье для получения огнеупорных материалов и керамики. Взаимосвязанные друг с другом в кристаллических структурах зерна кианита и другого минерала – муллита – придают особую механическую устойчивость огнеупорам и керамическим изделиям. Конечные продукты использования кианита включают тормозные колодки, электрофарфор, керамические плитки для пола и стен, литейные формы, сантехнические и многие другие изделия. Карельским научным центром РАН совместно с Всероссийским научно-исследовательский институтом авиационных материалов получен патент на специальный состав керамической массы для изготовления особо ответственных деталей в самолетостроении.
Кианит считается заменителем асбеста, признанного канцерогена. В минерале высоко содержание алюминия. Запасы бокситовых руд, основного сырья для получения алюминия, в России весьма ограничены, а качество их, по сравнению с импортным сырьем, невысоко. Потому идея получения алюминия из кианитов (по иной технологии, чем из бокситов) может иметь свое развитие.
Карельские месторождения кианита более доступны, нежели Кольские, и экономически было бы выгодно начать разработку камня именно в Карелии. Однако руки и средства до этого пока не доходят.
Совещание завершилось, настала пора подводить итоги. Что запомнилось и, может быть, понравилось его участникам? Этот вопрос был адресован члену оргкомитета совещания, ученому секретарю Межведомственного петрографического комитета Отделения наук о Земле РАН доктору геолого-минералогических наук Анатолию Курчавову.
Академики РАН Олег Богатиков и Виктор Коротеев
Понравилась близость в Карелии геологической среды. Вышел во двор – и ты уже на полевых работах, можно сказать. Повсюду камни торчат. Геология в Карелии начинается со двора. Это важно.
Для участников совещания было организовано несколько интересных геологических экскурсий, сопровождавшихся незабываемым общением. Произошло взаимообогащение коллег новыми знаниями. Укрепились связи, контакты. Для кого-то наметились пути решения проблем. Ведь иные – на уровне конкретного учреждения и даже региона решить невозможно. Проблемы легче решать сообща. Не случайно исследования сегодня зачастую проводятся комплексно – в одном институте хорошо делают одно, в другом – другое. Полевые геологи кооперируются с геологами, которые занимаются моделированием процессов, анализом… Отсюда много докладов на совещании было совместных, с участием коллег из разных организаций».
Участники совещания – фото на память
Сергей Хохлов