Значительные различия беломорских и онежских петроглифов обусловлено многими причинами, включая особенности природной среды, хозяйства, общей ориентации сознания и не в последнюю очередь характером самих обрядов, совершавшихся там и там. На Онежском озере отчетливее выражена мифологическая подоснова рисунков. И в топографии, и в тематике лучше улавливается представление о вертикальном членении мира. Ведущим мотивом являются водоплавающие птицы, которые могли символизировать сезонность и цикличность времени. Но птицы могут выступать здесь и как посредники между средним (земля) и верхним (небо) мирами. Среди изображений встречаются и сами культовые предметы - "жезлы", а также все еще загадочные солярные и лунарные знаки. Многие образы и сцены как бы более абстрактны и метафоричны, включают непривычные, сверхъестественные образы и странные антропоморфные фигуры.
В Беломорье более отчетливо прослеживается бытовое начало, связь с хозяйством и трудовой практикой, стремление к воспроизведению каких-то реальных (или вымышленных) событий в виде повествовательных сцен. Сильнейший импульс развитию наскального творчества здесь дал морской промысел белух, моржей, а возможно и китов. Он требовал хорошего знания особенностей поведения зверя, четкой организации труда, согласованных усилий, другими словами, серьезной подготовки, отточенных навыков и определенного опыта. С другой стороны, морская охота связана с большим эмоционально-психическим напряжением и переживаниями ее участников, надолго оставляя в памяти сильные впечатления. Она давала возможность выявить особо смелых и умелых, сильных и выносливых, способствовала героизации труда и выдающихся охотников.
И все же даже лучшие реалистические сцены морского промысла и лесной охоты, скорее всего, являются отражением мифов и преданий, а не конкретных эпизодов из реальной жизни, запечатленных по свежей памяти. Даже на примере сцен охоты на лосей и оленей с участием лыжников видно, что между реальным действием и выбивкой изображений существовал разрыв во времени. Не случайно и присутствие разного рода необычных деталей и образов.
Ведущим мотивом среди беломорских петроглифов выступают лодки, обычно с людьми, а также изображения людей. Люди - главные действующие лица всех композиций; и они почти всегда выступают в роли победителей. Выдвижение их на первый план отражает важный стадиальный сдвиг в общественном сознании, подвижки в процессе осознания людьми их реальной силы и огромных потенциальных возможностей.
При характеристике первобытного творчества, исследователи отмечают неиндивидуальный его характер, огромную инерционность, стремление к подражанию однажды принятым образцам и способам действий. Традиционализм и консерватизм в значительной мере свойственен и монументальному наскальному искусству древней Карелии. Но проявлялось и стремление к новациям, новым, не вполне традиционным решениям. Свидетельством тому служит большое разнообразие даже однотипных фигур и сцен, что предполагает какую-то свободу мастера, не удовлетворявшимся слепым копированием и подражанием ранее выбитым образцам. Значит, здесь постоянно и напряженно билась мысль над тем, как лучше выразить и донести до сознания людей смысл и содержание высеченных образов, связанных с ними представлений и верований. Стремление к обновлению наскальных полотен с целью повышения их действенности - одна из главных забот творцов петроглифов Карелии.
В культовых действиях и обрядах выбитые рисунки служили своего рода иконостасами святилищ. Поиск новых изобразительных решений отвечал вечной потребности убедительнее, нагляднее и полнее увидеть разные стороны и ипостаси природы и общества, понять их движущие силы, укреплять взаимосвязь. Особенно показательно в этом плане использование композиций. Часть изображений время в периоды повышенной влажности погружалась под воду и тогда требовалось создавать новые. Приходилось как-то дублировать или корректировать фигуры, не оправдавшие надежд или не вполне соответствующие новым условиям. Изменения в верованиях, обрядах тоже побуждали к созданию новых фигур.
Основные импульсы развитию давала местная действительность и изменения в ней, включая природные катаклизмы. Мы не отрицаем и роли заимствований, но вряд ли они играли определяющую или ведущую роль в духовной жизни местных охотников и предопределяли появление таких необычных мотивов, как некоторые типы лодок, солярные и лунарные знаки и др. У наскального искусства Карелии, видимо, местные корни, своя линия развития.
В целом же на наскальных полотнах и Беломорья, и Онежского озера совершалась система особых действий, с помощью которых люди пытались повлиять на вымышленные ими же сверхъестественные силы, существа и персонажи, поддерживать связи и отношения с ними и окружающим миром, застраховаться от возможных опасностей. Общий их смысл сводился к тому, чтобы закрепить в общественном сознании представление об окружающем мире, его движущих силах, связях и отношениях, необходимый миропорядок и ритм жизни. Это и объяснение мира, и вместе с тем способ самоутверждения в нем.
предыдущая | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | следующая
Научная деятельность
Наскальные изображения (Петроглифы) Карелии. 11
Проект "Петроглифы Карелии"
Последние изменения: 16 января 2014