"Карелия", № 29 от 18 апреля 2013 г.
2013 год – Год охраны окружающей среды.
Двадцать лет назад карельскими и финскими учеными была выдвинута идея создания Зеленого пояса Фенноскандии. Он представляет собой цепочку особо охраняемых природных территорий (ООПТ) вдоль российско-финляндской и российско-норвежской границ. Зеленый пояс Фенноскандии, в свою очередь, является частью Зеленого пояса Европы как совокупности национальных и природных парков, биосферных заповедников и других охраняемые природных территорий вдоль границ стран, разделенных некогда пресловутым «железным занавесом».
Доктор биологических наук Александр Крышень, исполняющий в настоящее время обязанности директора Института леса Карельского научного центра РАН, председатель экологического совета при президиуме Карельского научного центра рассказал о воплощении вышеупомянутой идеи.
– Александр Михайлович, можно ли спустя двадцать лет рапортовать, что цель достигнута – Зеленый пояс Фенноскандии в основном создан?
– И да, и нет. Как цепь ООПТ федерального и регионального подчинения – в основном, да. Хотя и здесь не все удалось. Ключевыми элементами пояса в дополнение к существующим должны были стать «Ладожские шхеры» и «Тулос». Пока, увы, они таковыми не стали.
В настоящее время Зеленый пояс Фенноскандии понимается уже не просто как цепь ООПТ вдоль границы, а территория, где задачи сохранения природного и культурного наследий (последнее особенно актуально в Приладожье и Калевальском районе) увязываются с вопросами социально-экономического развития муниципальных образований. Такой комплексный подход к старому понятию ко многому обязывает, и рапортовать тут пока особенно не о чем.
Не менее важно то, что Зеленый пояс Фенноскандии является частью системы ООПТ европейского севера. В основе этой системы – несколько зеленых поясов. Один из них – Беломоро-Онежский – объединяет охраняемые природные территории Мурманской, Архангельской, Вологодской областей и Республики Карелия. В него, в частности, входят Водлозерский и Кенозерский национальные парки.
– Одним из первых, в 1992 году, учрежден природный Национальный парк «Паанаярви», органично вписавшийся в «зеленый пояс». Действительно ли там природа отдыхает?
– Национальный парк «Паанаярви» – это достаточно большая территория. В соответствии с проведенным зонированием, одни участки парка предусмотрено использовать для рекреационных целей, в частности, для отдыха человека. Оставлены и заповедные зоны, где природа от человека действительно «отдыхает».
Безусловно, состояние рекреационных зон должно находиться под постоянным и пристальным контролем. Ведь, несмотря на удаленность, «Паанаярви» активно посещается туристами, причем, вопреки прогнозам, не только из европейских стран, но и российскими. Карельские ученые провели специальное исследование и пришли к выводу, что пока оснований ограничивать поток посетителей в эти зоны не существует.
– Другое ключевое звено карельского участка Зеленого пояса Фенноскандии – Национальный парк «Ладожские шхеры». С какими трудностями приходится сталкиваться при его создании?
– С «Ладожскими шхерами» происходит что-то непонятное. Планируемый Национальный парк стал разменной монетой в чьих-то играх. Давайте задумаемся, кому он может помешать? Местным жителям? Дачникам? Но все официально и юридически оформленные земельные участки, занятые жилыми постройками, дачными домиками, как и все остальные земли поселений (в том числе сельскохозяйственного назначения), выведены из состава парка, и с его образованием стоимость их однозначно вырастет. Следовательно, владельцы таких участков не могут оказаться в проигрыше. Пострадают те, кто самовольно или при попустительстве чиновников незаконно захватили какие-то земли и понастроили там заборов. Так их, извините, и без парка должны погнать… Очевидно, не поздоровится также браконьерам, черным лесорубам…
Нужно понимать, что при создании Национального парка многие люди получат стабильно оплачиваемую из федерального бюджета работу, туристические фирмы – дополнительных клиентов, фермерские хозяйства – новых потребителей продукции, краеведы – инструмент сохранения культурных ценностей… У района появится хоть какая-то перспектива развития. Однако вместо вдумчивого спокойного рассмотрения этих вопросов инспирируются митинговые страсти.
– Возможно, имеются подобные примеры в других регионах...
– В других регионах местные жители, как правило, сами выходят с инициативой создания ООПТ, чтобы сохранить родную природу от хищнического освоения, осознавая, что национальные парки, заказники и другие формы ООПТ не отнимают у местного населения традиционных мест сбора ягод и грибов, рыбалки, охоты.
Пять лет назад на конференции по Зеленому поясу Фенноскандии была принята резолюция, в которой участники обращались в правительство Российской Федерации с предложением о создания трех национальных парков: в Мурманской области – «Хибины», в Архангельской – «Онежское поморье» и в Карелии – «Ладожские шхеры». Можем поздравить наших соседей – в Архангельской области в конце февраля Национальный парк «Онежское поморье» утвержден. В Мурманской области проект создания Национального парка имеет широкую поддержку...
Ситуация с «Ладожскими шхерами» показала, как важно иметь активные природоохранные общественные организации на местах. Несмотря на то что в Карелии таковых зарегистрировано полтора десятка, голос их не всегда слышен. В Лахденпохском районе активисты-природозащитники на одном языке разговаривают с местными жителями – потому там сторонников парка большинство. Но почему-то почти не слышно сортавальских защитников природы. А ведь в 90-е годы прошлого века именно сортавальцы были активными сторонниками организации Национального парка «Ладожские шхеры».
Удивляться тому, что активность противников парка выше, чем его сторонников, по-видимому, не приходится. Выступающие против очевидного и должны быть активнее и изобретательнее, чтобы «навести тень на плетень».
– Действительно ли экологический туризм, вторгающийся в ООПТ, не нарушает хрупкого экологического равновесия? Ведь этот вид отдыха, помимо всего прочего, бывает связан с рыбалкой, охотой...
– Экологический туризм – это не только наслаждение природой, но и забота о ее сохранении. По определению Всемирного фонда дикой природы, экотуризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, имеет целью получение представления о природных и культурно-этнографических особенностях местности. Этот вид туризма не нарушает целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения. Экономический элемент в этом определении, безусловно, присутствует. Но надо понимать, что охота и рыбалка, если они грамотно регулируются и организуются, не наносят большого вреда природе.
– Насколько беспроблемно развивается сеть ООПТ по другую сторону границы?
– Что касается выстраивания Зеленого пояса Фенноскандии, то мы, разумеется, видим и проблемы соседей. Но не вмешиваемся в их решение.
Отмечу другое. Практически все крупные приграничные ООПТ на российской территории имеют «зеркальные» природные образования по ту сторону границы. Так, заповедник «Пасвик» в Мурманской области и примыкающие со стороны Финляндии и Норвегии ООПТ сформировали трансграничный парк «Пасвик-Инари», учрежденный в 2008 г. Костомукшский заповедник является частью российско-финляндского парка «Дружба». «Паанаярви» составляет в экосистемном смысле единое целое с парком «Оуланка». Планируется организация в Финляндии «побратима» нашему Национальному парку «Калевальский». При этом еще раз хочу подчеркнуть, что мы сейчас не рассматриваем Зеленый пояс Фенноскандии как простую цепь ООПТ. Это, прежде всего, территория гармонии человека и природы.
Каждой стране при создании ООПТ приходится сталкиваться с определенными трудностями. Наши проблемы мы обсудим на конференции «Зеленый пояс Фенноскандии». Это одно из мероприятий Года окружающей среды, вошедших в федеральный список. Поделимся опытом, сверим позиции, наметим перспективы…
Авторы идеи Зеленого пояса Фенноскандии всегда представляли «Ладожские шхеры» и «Тулос» в ряду основных его элементов. Учеными подготовлены обоснования обеих ООПТ. Надеемся, что здравый смысл возобладает и мы в скором времени формально завершим создание цепи ООПТ Зеленого пояса. И дальше, как я уже отмечал, будем его развивать как единое эколого-экономическое пространство.
Беседу вел Сергей Хохлов