КарНЦ РАН в СМИ

Осушать болота теперь неактуально

"Карелия", №93 от 13 декабря 2012 г.

Николай Иванович Пьявченко
Николай Иванович Пьявченко
О научной школе на мокром месте


1 декабря исполнилось 110 лет со дня рождения Николая Ивановича Пьявченко, видного ученого-болотоведа, члена-корреспондента Академии наук СССР, возглавлявшего Карельский филиал АН с 1968 по 1976 годы. След этого ученого в науке столь весом, что сегодня говорят о научной школе, им созданной. Живы ли традиции этой научной школы? Об этом наш разговор с заведующим лабораторией болотных экосистем Института биологии КарНЦ РАН доктором биологических наук Олегом Кузнецовым.

– Олег Леонидович, как в Карельском научном центре почтили память Николая Пьявченко, создавшего школу ученых-болотоведов?


– В августе в КарНЦ РАН прошел Всероссийский съезд почвоведов, в котором приняло участие около 400 ученых со всей России. В программу съезда был включен Круглый стол по проблемам изучения и использования торфяных почв, посвященный 110-летию Н. Пьявченко. Мною на этом Круглом столе был сделан доклад о научной деятельности Николая Ивановича. Его имени посвятили свои выступления и другие участники съезда.
29 ноября на заседании Президиума КарНЦ был заслушан мой доклад «Динамика и разнообразие болотных экосистем Европейского Севера России». В докладе отражено развитие идей Н. Пьявченко о необходимости комплексных исследований болот, важности многолетних стационарных наблюдений, являющихся основой для моделирования и прогнозирования динамики экосистем.

По следам мелиорации с тлеющим торфяником
По следам мелиорации с тлеющим торфяником
– Как вы заметили в вышеупомянутом докладе, в мире возрастает интерес к болотоведению. Чем это объясняется?

– Интенсивное освоение и уничтожение болот во многих европейских странах привело к оскудению биоразнообразия растительного и животного мира, к изменениям в гидрологическом режиме территорий. Кроме того, доказана важная роль болот в поддержании баланса углекислого газа в атмосфере. Вот почему на протяжении последних 20-25 лет в Европе и Канаде проводятся обширные исследования и практические работы по восстановлению болот, на что затрачиваются сотни миллионов долларов и евро.
В России степень освоения болот, по сравнению с Европой, невысока. Тем не менее, неблагоприятные последствия этого процесса могут ощущаться и у нас. Так, наличие выработанных торфяных карьеров в центральных областях России и в Подмосковье, которые не были в свое время рекультивированы, оказалось чревато возникновением неожиданных экологических проблем – в последние годы в местах торфяных выработок регулярно возникают пожары.
Работы по восстановлению болот в России также начинаются, в том числе с участием нашей лаборатории. В первую очередь такие работы проводятся на охраняемых территориях (НП Мещера, Угра). В Карелии степень освоения болотного фонда невысока, острых экологических проблем в связи с этим не возникает.

Изучение болот
Изучение болот
– Много говорят о регулирующей роли болот. Что при этом имеют в виду?

– В процессе развития болота происходит накопление растительных остатков и гумуса в виде торфа. В торфе на века связывается углерод, что способствует стабилизации состава атмосферы, в которой замедляется накопление углекислого газа. Болота также являются естественными фильтрами – вода, поступающая с прилегающих территорий, очищается здесь от многих примесей. При этом сток воды из болот замедлен, и в этом проявляется их водорегулирующая роль. Массовая мелиорация болот иногда приводила к затоплению больших территорий в весеннее время и обмелению рек и озер к осени.

– Какие последствия имела реализация масштабных планов осушения болот прошлых лет? Эти планы согласовались с научными рекомендациями?

– Массовая лесоосушительная мелиорация развернулась в СССР с 1965 года. За 25 лет в таежных регионах было осушено свыше 3 млн. га болот и заболоченных лесов. Для проведения лесомелиорации были разработаны научные обоснования. Кстати одним из основоположников лесной мелиорации был Н. Пьявченко. К сожалению, при реализации конкретных проектов не всегда соблюдались и выполнялись заложенные в них нормативы, зачастую неграмотно подбирались объекты осушения. В дальнейшем многие мелиоративные системы были заброшены…

– Николай Пьявченко в своей научной деятельности особое внимание уделял возможностям практического использования торфяных болот. Насколько продвинулись научные исследования в данном направлении?

– Вопросами рационального использования болот ученые всего мира занимаются на протяжении столетия. Увлечение массовым использованием торфа как топливного сырья ушло в прошлое. Закончилась эпоха и лесоосушительной мелиорации. Сегодня в мире наиболее важной признается регулирующая роль естественных болот. Вот почему в скандинавских странах широкое распространение приобретает восстановление осушенных болот путем засыпки и запруживания мелиоративных канав. В то же время не забываются и старые наработки. Так, торф продолжает широко использоваться как топливо. В первую очередь это происходит в странах, бедных другими энергетическими ресурсами, например, в Финляндии, Белоруссии, Прибалтике. Растет спрос на торф как тепличный грунт… Во многих странах осушенные болота продолжают использоваться в качестве сельскохозяйственных угодий. Поскольку при этом происходит обеднение торфяного почвенного слоя, а на поверхность постепенно выходят подстилающие минеральные грунты, подобные почвы с каждым годом требуют все больших затрат на их окультуривание.

– Предпринимались ли попытки создания на болотах ягодных питомников, чтобы выращивание ценных ягод, таких как морошка, клюква или княженика, стало возможным в промышленных масштабах?

– Безусловно, болота являются важным источником не только торфяных, но и растительных ресурсов. На болотах Карелии ежегодно созревает от 10 до 30 тысяч тонн клюквы, тысячи тонн морошки. Ягоды активно собираются населением, значительная их доля уходит на экспорт. В связи с оскудением или уничтожением естественных ягодников становится актуальным культивирование болотных ягод. Так, клюква крупноплодная (похожий на нашу клюкву вид, но с более крупными плодами) выращивается в Северной Америке уже более сотни лет. Сейчас плантации этой клюквы успешно плодоносят в странах Балтии, в Белоруссии и на Украине. Ряд сортов болотной клюквы выведен на Костромской лесной опытной станции (с использованием природных популяций, в том числе из Карелии), заложены обширные плантации этих сортов в Подмосковье на выработанных торфозаготовками болотах.
Культивирование морошки разработано в Норвегии. Рядом фермеров Финляндии при финансовой поддержке Евросоюза начато создание небольших плантаций. Пока культивирование морошки оказывается весьма затратным и трудоемким процессом.
На болотах возможно также выращивание лекарственных растений. В ряде стран Евросоюза на торфяниках, осушенных для сельскохозяйственных целей, выращиваются культуры, используемые на биотопливо – ивы, береза, ольха, канареечник и другие.
А в общем тема практического использования болот, чему так много внимания в своей научной деятельности уделял Н. Пьявченко, неисчерпаема.

Беседовал Сергей Хохлов


Публикации 2012 г.
Последние изменения: 14 декабря 2017