КарНЦ РАН в СМИ

Пересол на спине

"Карелия", 10 апреля 1998 г.

Земли на многих участках садоводческих товариществ пересыщены удобрениями, – утверждает петрозаводчанка Галина Осипова, ученый-почвовед, чье имя, говорят, больше известно в других регионах, нежели в Карелии.

Бывает, лето выдается хоть куда, а картофель на отдельных участках вырастает величиной с горох. В этих случаях люди думают, что почве не хватает удобрений. Однако когда на следующий год почву добросовестно удобряют, урожайность картофеля может оказаться еще ниже.

Прежде чем раскрыть секрет картофельной «отзывчивости» на подкормку удобрениями, скажем несколько слов об удивительной женщине, всю жизнь посвятившей проблемам плодородия.

Галина Николаевна Осипова (Сясина) – агрохимик-почвовед. Защитила кандидатскую диссертацию во Всесоюзном научно-исследовательском институте удобрений, агротехники и агропочвоведения. В Карелии – с 1954 года. Работала в лаборатории почвоведения Института биологии, с 1963 года – в лаборатории кормовых ресурсов.

Вспоминает случай, когда ей однажды указали на поле в Олонецком районе и сказали: «Земля тут мертвая. Ничего на ней не растет». Осипова провела агрохимический анализ мертвой землицы. Содержание подвижного алюминия было таким высоким, что почва действительно оказалась малопригодной для жизни и развития растений. Чтобы нейтрализовать алюминий, провели известкование почвы. Осенью отсеялись. Через год 20 гектаров «мертвой земли» принесли 800 центнеров озимой ржи. По 40 центнеров с гектара!

По мнению Г. Осиповой, не бывает плохой земли – существуют незадачливые землепользователи, плохо себе представляющие, что нужно земле для того, чтобы она была доброй.

На протяжении всей своей научной карьеры Галина Николаевна неоднократно возвращалась к проблеме баланса системы почва-растение. Ею накоплен огромный экспериментальный материал. Возникла идея его систематизировать и на этой основе попытаться разработать классификацию питания высших растений.

Передо мной скромный «Информационный листок» № 3-97, изданный в январе 1997 года Карельским центром научно-технической информации. Таблицы, графики и немного сухих сопроводительных слов. Суть извлечений из научной работы Осиповой, послужившей основой для информационного листка, состоит в том, что тут даны четкие представления о том, чего и сколько нужно почве, чтобы взлелеять то или иное растение.

Вернемся к картофелю. По типу биохимического обмена это углеводное растение. Как и другие подобные ему корнеплоды (репа, турнепс, свекла), он, оказывается, малотребователен к содержанию минеральных веществ в почве. Углеводные растения поглощают из почвы в среднем лишь 14 килограммов азота, соединений калия и фосфора на тонну продукции. Если этого не учитывать и ежегодно обильно сдабривать почву удобрениями, то может наступить такой момент, когда концентрация тех или иных веществ окажется гибельной для растений. Если в тарелку с супом вместо щепотки всыпать горсть соли – никто такой суп есть не станет. Растения – те же едоки. И они терпеть не могут пересоленной пищи. Нужно учитывать и такой момент: хуже всего растения поглощают из почвы фосфор. Поэтому его нужно совсем чуть-чуть. Иначе быть беде: при высокой концентрации фосфора земля может стать «мертвой».

Осипова приводит любопытный пример. Ни для кого не секрет, что картофель замечательно растет, если в почву внесен навоз крупного рогатого скота. Оказывается, в этом естественном удобрении сочетание калия, азота и фосфора оптимальное для развития корнеплодов; более всего в нем калия, а фосфора – минимальное количество. А вот в навозе со звероводческих хозяйств концентрация фосфора слишком высока. Таким навозом можно почву испортить.

В почве высокой окультуренности, по наблюдениям Осиповой, очень часто встречается высокая концентрация соединений азота – нитратов, что вызывает нитратное отравление растений, а затем и тех, кто питается этими растениями. Поскольку нитраты очень вредны, Галина Николаевна особенно предостерегает от внесения в почву излишних количеств азотных удобрений.

Какие количества удобрений можно считать излишними, а какие оптимальными для конкретной почвы? На глазок такое не определишь. Галина Николаевна предлагает составлять так называемые биохимические карты – своеобразные визитные карточки полей с указанием соотношения в почве минеральных компонентов. На основе таких карт можно выбрать ту или иную сельскохозяйственную культуру, которая более всего приспособлена к произрастанию в данных условиях. И тут за основу можно взять разработанную Осиповой методику зависимости питания растений от типа биохимического обмена.

Помимо упомянутого нами углеводного типа обмена, характерного для корнеплодов, существуют также углеводно-белковый, белковый и масличный. Углеводно-белковые растения (зерновые) более требовательны к минеральным компонентам, нежели углеводные. На тонну продукции они поглощают из почвы 82 килограмма соединений калия, азота и фосфора. Белковым растениям (бобовым) требуется еще больше «соли» для пищи. Им больше нравятся соединения азота, а вот калий в их «рационе» отодвигается на второй план. Ну и, наконец, масличные (рапс, горчица, подсолнечник) особенно требовательны к минеральным «приправам».

Чтобы иметь представление о степени удобренности наших почв, приведем такой пример. Анализ состояния картофельных полей в садоводческих товариществах, проводимый Осиповой, показал следующее. На ряде участков отмечены очень высокие концентрации фосфора. А соотношения минеральных компонентов оказались такими, что картофель на некоторых участках вообще отказывается расти. Что характерно, отмечены передозировки не только минеральных удобрений, но и органических. Это оказывается, тоже вредно для растений. Галина Николаевна предостерегает от излишнего использования удобрений. А чтобы не действовать вслепую, она предлагает провести анализ образцов почв. Это можно сделать в агрохимической лаборатории «Урожай» или же на кафедре почвоведения в университете. Имея биохимическую карту, можно рассчитать дозы удобрений под ту или иную культуру.

Соответствующими расчетами на основе методики Осиповой воспользовался, например, фермер Андрей Сосункевич из деревни Верхний Бесовец, у которого в прошлом неурожайном для корнеплодов году уродился лучший картофель в округе.

Прежде чем приступить к расчетам, предположили, что урожайность картофеля должна составить около 200 центнеров с гектара. Рассчитали, что соответствующее количество клубней унесет из почвы 120 килограммов азота, 40 килограммов фосфора и 180 килограммов калия с каждого гектара. После проведения химического почвенного анализа выяснилось, что фосфора в фермерской земле больше нормы. А вот азота всего 15 килограммов на гектар. Но более всего картофель будет испытывать калийное голодание. Этой «приправы» на каждый гектар недоставало более полутора центнеров.

Поскольку все названные минеральные вещества присутствуют в навозе, то можно предположить, что внеся в почву соответствующее количество этого естественного удобрения, можно добиться сбалансированного питания для растений. Так бы оно и было, если бы не излишек фосфора. После внесения навоза (особенно зверькового) фосфора в почве может оказаться столько, что картофель вообще откажется расти. Таким образом, одним лишь навозом «исправить» почву, испорченную за десятилетия несовершенного землепользования, не всегда удается. Фермеру рекомендовано было повременить с внесением в почву органики. Зато потребовалась аммиачная селитра – 6,8 центнера на гектар. Азота в этом удобрении 34%, и примерно половина этого количества находится в недоступной растениям форме. Доступным для питания растений азот делает почвенная микрофлора. Потребовалась также калийная соль – 6,91 центнера на гектар (также с учетом процентного содержания калия и коэффициента его доступности).

Как уже было сказано, осенью фермер получил отменный урожай отборного картофеля.

Галине Николаевне 76 лет. Она не замечает возраста. Так увлечена исследованиями, что день проходит очень быстро. Жалуется: хотелось бы роман какой-нибудь почитать, да нет времени. На ее рабочем столе старенькая пишущая машинка и калькулятор – главные орудия труда Осиповой. Хотела бы освоить компьютер, да денег на обучение пока нет. Год сидела над работой «Методика расчета экологического баланса питательных веществ при возделывании сельхозкультур в садоводческих товариществах Карелии». Будь у нее компьютер, дело бы, наверное, двигалось быстрее.

За стеной ее скромной комнаты пиликает на скрипке внучка. Спрашиваю: «Не мешает?» «Я люблю музыку», – отвечает Галина Николаевна. А вот сколько внучке лет, вспомнить не смогла. Годы и даты – это для нее самое непостижимое. Галина Николаевна их не замечает. Она живет проблемами земли как бы вне времени и пространства.

Сергей Хохлов


Публикации 1996-2002 гг.
Последние изменения: 21 декабря 2017