КарНЦ РАН в СМИ

Инвестиционный климат – конец «ледникового периода»

"Карелия" № 84 от 29 октября 2013

Еще не утихла полемика в республиканских СМИ, навеянная сентябрьским семинаром «Инвестиционная стратегия региона: анализируя российский опыт», как в Институте экономики Карельского научного центра Российской академии наук вновь обсуждалась тема инвестиций. На сей раз – 17 октября, на заседании экспертной группы по мониторингу внедрения в Карелии «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» О том, что же это за стандарты, внедрение которых оценивается экспертным сообществом, рассказывает директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев.

– Юрий Владимирович, как формируются и оцениваются некие стандарты деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе?
– Стандарт деятельности органов власти по повышению инвестиционной привлекательности был разработан Агентством стратегических инициатив в мае 2012 года на основе анализа опыта передовых регионов России, лидирующих по привлечению инвестиций. Затем этот стандарт апробировался в 11 пилотных регионах и показал очень хорошие результаты. После доработки он был утвержден на заседании Госсовета РФ и в соответствии с поручением Президента России рекомендован для внедрения во всех субъектах федерации.

– Что этот стандарт предполагает?
– Прежде всего, он предполагает создание проектного офиса при экономическом ведомстве в регионе (у нас это – Министерство экономического развития) по разработке так называемой дорожной карты и внедрению всех пятнадцати пунктов стандарта. Дорожная карта, содержащая перечень мер по повышению инвестиционной привлекательности, выносится на обсуждение экспертной группы – та готовит заключение общественной экспертизы по каждому из пунктов, высказывает предложения по доработке. Далее экспертное заключение передается в Агентство стратегических инициатив, которое осуществляет мониторинг внедрения стандарта. Здесь вырабатываются рекомендации для губернатора и правительства региона, если тот или иной пункт стандарта не выполнен. Отчеты об исполнении идут в правительство и рассматриваются на заседаниях Госсовета России. В зависимости от успешности выполнения пунктов дорожной карты, региону присваиваются рейтинговые оценки.
Все это представляет собой реальный управленческий инструмент, которым четко определено, какие шаги нужно предпринять, чтобы привлечь инвестиции, и в какие сроки эти шаги должны быть осуществлены.

– В Карелии дорожная карта уже разработана?
– У нас дорожная карта по внедрению стандарта была разработана в начале августа этого года. Тогда же состоялось первое заседание экспертной группы по ее рассмотрению. В течение августа-сентября она была доработана и в настоящее время уже согласована с Агентством.
Процесс внедрения стандарта предполагает создание некой площадки для диалога между бизнесом и органами власти. Такой площадкой для обсуждений должна выступать какая-то независимая экспертная организация. В нашей республике ею стал Институт экономики КарНЦ РАН. При Институте экономики действует также экспертная группа по мониторингу внедрения стандарта. Параллельно мы проводим ежемесячные семинары, на которые выносятся наиболее острые вопросы, выявленные на заседаниях экспертной группы.

– Можете привести конкретный пример?
– 10 сентября состоялось заседание экспертной группы, на котором обсуждалось внедрение первого пункта стандарта – наличие утвержденной высшими органами исполнительной власти субъекта РФ инвестиционной стратегии региона. По этому пункту мнение экспертной группы несколько разошлось с мнением Министерства экономического развития РК. С одной стороны, нельзя сказать, что инвестиционная стратегия у Карелии отсутствует. Она представлена в ряде документов – в Стратегии социально-экономического развития РК до 2020 года, в Основных направлениях инвестиционной политики, в Программе социально-экономического развития и других документах. С другой стороны, поскольку это разные документы, которые были разработаны в разное время, то и приоритеты инвестиционной политики, прописанные в них, различаются. Мы считаем, что их необходимо доработать и представить в рамках единого консолидированного документа – простого и понятного для инвесторов.
Единую инвестиционную стратегию формировать необходимо. Когда потенциальные инвесторы задумываются о реализации своих проектов в регионе, они, в первую очередь, знакомятся с инвестиционной стратегией, с тем, какие приоритеты вложения инвестиций в ней отражены. А мы имеем целый ряд документов. Без выработки единого документа трудно представлять себе, как Республика Карелия смотрится в сравнении с другими регионами как объект для инвестирования, насколько отличается наша инвестиционная практика от практики соседей.
25 сентября на базе Института экономики КарНЦ РАН прошел семинар «Инвеситиционная стратегия региона». Заместитель директора института по научной работе Евгений Жирнель в своем постановочном докладе отразил место республики на карте инвестиционной привлекательности регионов. Это сравнение по ряду показателей оказалось не в пользу Карелии. Есть тут конечно и субъективные причины, но главные – объективные. Это периферийное положение региона, неразвитость инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов и т.д. Тем не менее, мероприятие получилось резонансным. Семинар сыграл свою главную роль, ради которой он был задуман, – привлек внимание к проблеме инвестиционной привлекательности, позволил выявить наиболее острые проблемы и наметить пути их решения. Наша экспертная группа начала работать в плотном контакте с Министерством экономического развития над улучшением инвестиционного климата в Карелии и дальнейшим внедрением стандарта.

– Как строится эта работа?
– В повестку дня заседания экспертной группы выносятся вопросы по мониторингу внедрения вышеназванного стандарта. Экспертное сообщество отмечает как формально выполненные пункты, так и те, которые требуют дополнительной проработки. Нерешенные вопросы выносятся на семинары, куда приглашаются представители органов исполнительной власти, законодательного собрания, бизнес сообщества, СМИ. По итогам обсуждения готовится аналитическая записка с конкретными предложениями по повышению инвестиционной привлекательности региона. Такая записка направляется в адрес Минэкономразвития и в Правительство Карелии.
Таким образом, Институт экономики сегодня выступает в качестве независимой переговорной и экспертной площадки (подобная практика весьма распространена и в зарубежных странах). Тем самым, кстати, реализуется одна из главных функций Российской академии наук в рамках ее реформирования – экспертная. При этом востребованность научной экспертизы существенно возрастает, когда она становится одним из инструментов государственного управления.

– Вы являетесь руководителем экспертной группы по мониторингу внедрения стандарта. А в Совет по улучшению инвестиционного климата вы включены?
– В состав названного вами совета я не вхожу и не считаю это принципиально важным. Заседание Совета по привлечению инвестиций проводится открыто, и достаточно бывает просто приглашать на них представителей экспертной группы. На правах участников мы имеем возможность озвучивать наши предложения и рекомендации, с которыми органы власти вправе согласиться или же нет. В этом, на мой взгляд, и заключается независимость.

– Как долго будет работать возглавляемая вами экспертная группа?
– Очевидно, деятельность группы в нынешнем формате будет продолжаться, пока внедряется дорожная карта. В дальнейшем, чего не исключают представители Агентства стратегических инициатив, группа может стать неким инструментом общественного контроля и общественного управления процессом привлечения инвестиций. Представляется, что перспективы, связанные с партнерскими отношениями института независимой научной и общественной экспертизы с органами власти, имеют долгосрочный характер.
Прежде Институт экономики как экспертный центр не проявлял столь активно свою позицию и воспринимался органами власти как-то иначе. Сегодня, когда началась «перезагрузка» наших отношений, мы показали, что готовы к конструктивному диалогу и экспертной работе. Только за последние два месяца нами были подготовлены и направлены в органы власти пять аналитических записок и экспертных заключений с конкретными предложениями. На выходе еще три. И так совпало, что и органы исполнительной власти Карелии сейчас находятся перед выбором – необходима выработка каких-то срочных мер по выводу республики из сложной экономической ситуации, для чего и необходимо привлекать инвестиции. Реформа академии наук как раз и ориентирует научные организации на взаимодействие с органами власти по развитию своих территорий. Такой взаимовыгодный конструктивный диалог складывается и, надеюсь, что дальше он будет только развиваться. При этом хочу отметить, мы не собираемся обходить острых углов. Если будем умалчивать ту или иную проблему, она решаться не будет. Потому вынуждены обозначать их со всей остротой, но переводить решение в конструктивное русло, а не заниматься критиканством.
На будущих семинарах с участием представителей исполнительных органов власти также будут затрагиваться достаточно острые темы. Так, например, темой семинара, который планируем провести в ноябре, станет деятельность институтов по привлечению инвестиций в регион. Это один из ключевых пунктов регионального инвестиционного стандарта. Так сложилось, что в последние несколько лет большое внимание со стороны общественности привлекает деятельность Корпорации развития РК. Вот почему обсуждение этого вопроса на семинаре также может получить широкий общественный резонанс. На предстоящий семинар мы намерены пригласить представителей корпораций развития регионов-лидеров, где аналогичные структуры успешно привлекают инвестиции и сами вкладывают средства в развитие региона. Обмен опытом с другими регионами – это одно из преимуществ работы с Агентством стратегических инициатив, которое мы обязательно должны использовать. Надеемся, в частности, на участие руководства корпорации развития Вологодской области, которая сама уже является крупным инвестором на внутреннем рынке. В ходе диалога мы не только попытаемся обозначить наши проблемы, но и покажем практику, которая, возможно, поможет их решению.

Сергей Хохлов


Публикации 2013 г.
Последние изменения: 30 мая 2016