КарНЦ РАН в СМИ

Социальные магазины: две стороны одной медали

Мнение, Экономика от 05 февраля 2015 г.

Александр Худилайнен поручил Министерству здравоохранения и социального развития республики открыть в Карелии социальные магазины. Как будут организованы эти торговые точки в республике и кто сможет их посещать, не нарушая закон?
Экспертный комментарий директора Института экономики КарНЦ РАН Юрия Савельева.


— Инициативу правительства Карелии об организации социальных магазинов можно рассматривать как положительную и своевременную. Но она требует детальной проработки по нескольким причинам. Во-первых, требуется выбрать такой вариант организации социальных магазинов, который позволит минимизировать расходы бюджета на их создание. Во-вторых, в реализацию идеи нужно попытаться максимально привлечь социально ответственный бизнес на местах. В-третьих, на какие категории покупателей они будут ориентированы. И, наконец, в-четвертых, надо понять, где именно и в каком количестве могут появиться такие магазины.

Задачи социального магазина не ограничиваются только лишь продажей социально значимых товаров по сниженным ценам.
Вообще, сама идея социальных магазинов не нова и практика ее использования достаточно широко распространена в российских регионах (особенно в тех из них, где высокая доля населения с незначительными доходами). Социальные магазины, как правило, создаются органом государственного управления или местного самоуправления на подведомственной территории по согласованию с органом власти, ответственным за реализацию государственной социальной политики (в Карелии – это Министерство здравоохранения и социального развития РК). Основанием для их создания является постановление органа власти. Причем задачи социального магазина не ограничиваются только лишь продажей социально значимых товаров по сниженным ценам, а включают в себя также обслуживание граждан по предварительным заявкам, выездную торговлю в отдаленных населенных пунктах, доставку товаров на дом для малоподвижных категорий граждан, распределение гуманитарной помощи и т.д.

Граждане, чей доход выше прожиточного минимума, навряд ли смогут воспользоваться товарами и услугами подобного магазина.
Таким образом, органом власти, ответственным за реализацию социальной политики, может быть делегировано социальным магазинам выполнение некоторых функций в области социального обслуживания населения. Но надо понимать, что организация подобных торговых точек, как правило, финансируется из средств регионального (муниципального) бюджета и должна быть предусмотрена для этих целей. Самый простой способ – это организовать помещение под социальный магазин непосредственно в административном здании, где располагается орган власти, ответственный за социальную политику. Покупателями такого магазина могут быть граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, или те категории граждан, для которых в законодательном порядке предусмотрено предоставление мер социальной защиты и поддержки. Должен быть подготовлен реестр таких граждан. В этом случае другие категории граждан навряд ли смогут воспользоваться товарами и услугами подобного магазина.

Организация социальных магазинов в отдельных помещениях может вылиться в немалые подготовительные затраты.
Что касается организации социальных магазинов в отдельных помещениях, то это, скорее всего, потребует дополнительных трат бюджетных средств. Ведь это подготовка помещений (для размещения социального магазина должно быть выделено специальное помещение в административном или жилом фонде, обеспеченное всеми видами коммунально-бытовой инфраструктуры, телефонной связью и отвечающее санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, требованиям охраны труда), приобретение оборудования, увеличение штата работников, выстраивание логистики поставок товаров, организация управления сетью и т.д. Все это может вылиться в немалые подготовительные затраты.
В условиях, когда ситуация с бюджетом в Республике Карелия крайне сложная, необходимо проработать разные варианты, которые позволили бы минимизировать бюджетные расходы. Например, вариант организации торговли социальными товарами для малообеспеченных групп населения с использованием уже имеющихся торговых сетей, широко распространенных в районах Карелии (например, «Магнит», «Дикси» или «Семья»). В этом случае и логистику «с нуля» создавать не придется. Возможен вариант договориться с местными предпринимателями, работающими в сфере торговли, по организации продажи социально значимых товаров по заниженным ценам (например, на условиях государственно-частного партнерства). Но и при первом, и при втором вариантах необходимо будет обеспечить соответствующий контроль за реализацией данных товаров (для того, чтобы пресечь возможные спекуляции и продажу товаров не тем категориям граждан, для которых они предназначены).

По поводу социальных магазинов могут возникнуть вопросы у антимонопольной службы.
Вместе с тем, создавая фактически новый бизнес (хоть и социально ориентированный и завязанный на выполнении государственных задач в области социальной защиты и поддержки населения в условиях кризиса), надо четко понимать, на какие именно категории потребителей он будет ориентирован. Если речь идет исключительно о малоимущих гражданах, доход которых ниже прожиточного минимума, и гражданах, находящихся в трудной жизненной ситуации, то здесь вопросов с организацией подобных социальных магазинов может и не возникнуть. Но вот предпринимателей сюда привлечь будет сложнее, так как размер этого рынка весьма ограничен. Если же речь идет о более широких слоях населения с низкими доходами, но формально не попадающими в категорию граждан, которым государством гарантированно предоставление мер социальной защиты и поддержки, то здесь могут возникнуть сложности. Например, могут возникнуть вопросы со стороны антимонопольной службы, поскольку для того, чтобы организовать продажу товаров с минимальными наценками (или вообще по оптовым ценам), необходимо будет использование бюджетного субсидирования. При этом если конечными получателями этой субсидии (в виде товаров, приобретаемых со значительными скидками) будут категории жителей, которым гарантировано предоставление мер соцзащиты, то здесь никаких нарушений не будет. Если же эти товары будут продаваться всем, то налицо нарушение законодательства об антимонопольной политике и нецелевое использование бюджетных средств. А это весьма серьезные нарушения (пусть и сделанные из благих побуждений).

Социальные магазины – это скорее инструмент адресной поддержки отдельных категорий населения, а не способ удержания цен и повышения доступности товаров для населения.
Ответить на четвертый вопрос можно только после того, как станут ясными решения по первым трем описанным выше вопросам. Естественно, размещать социальные магазины необходимо там, где они будут пользоваться наибольшим спросом. Прежде всего это районы и отдаленные населенные пункты Республики Карелия, моногорода с достаточно высокой социальной напряженностью и высоким уровнем безработицы. И вообще, как показывает российская практика, социальные магазины – это скорее инструмент адресной поддержки отдельных категорий населения, а не способ удержания цен и повышения доступности товаров для населения. А если мы хотим именно последнего, то гораздо эффективнее будет предусмотреть соответствующие соглашения с сетевыми ритейлерами и дополнительные меры господдержки местного малого и среднего бизнеса, работающего в сфере торговли (например, снижение арендной платы помещений, предоставление налоговых каникул и другие меры, не противоречащие действующему законодательству).

Распечатано с Информационного агентства «Республика»


Публикации 2015 г.
Последние изменения: 31 мая 2016