Новости
Авторы работы с С.П. Маненковым, главой Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа
23 апреля 2025
Мобильность сотрудников может стать ключом к развитию арктических предприятий

Ученые определили, что фактор труда, а именно численность сотрудников, сильнее влияет на выручку компаний арктических районов России, чем капитал этих организаций. Такая зависимость особенно ярко проявилась в регионах с развитой дорожной сетью. Это связано с тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными, что в условиях Арктики можно считать ключевым фактором экономического роста.
Полученные данные могут помочь оптимизировать меры государственной поддержки и планирование инфраструктурных проектов в Арктической зоне России. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале «Арктика: экология и экономика».

Источник новости: сайт Российского научного фонда

Арктическая зона России имеет значительный экономический потенциал, поскольку здесь находятся крупные запасы нефти, газа и редкоземельных металлов. Однако в Арктике производственные ресурсы распределены крайне неравномерно, а транспортная сеть развита недостаточно. Эти проблемы препятствуют активному развитию региона, и даже существующие меры государственной поддержки, такие как особый налоговый режим, оказываются не всегда эффективны, поскольку часто не учитывают пространственные особенности территорий.

Ученые из Карельского научного центра РАН выяснили, что улучшение связности территорий внутри региона поможет сбалансировать экономический рост в Арктике.

Авторы проанализировали деятельность компаний, находящихся в 37 округах и районах европейской части российской Арктики. Исследованные территории входят в состав Мурманской области (17 территорий), Ненецкого автономного округа (2 территории), Республики Карелия (6 территорий), Республики Коми (4 территории) и Архангельской области (8 территорий).

Исследователи изучили показатели выручки компаний, размеры их активов и численности сотрудников за 2017–2022 годы, что позволило проследить экономическую динамику в регионе. При анализе авторы учитывали фактор географического соседства территорий и показатели их реальной транспортной доступности.

Оказалось, что трудовые ресурсы, выраженные в численности сотрудников, в два раза сильнее влияют на выручку организации, чем ее капитал. При этом влияние трудовых ресурсов было тем сильнее, чем лучше была транспортная связанность между территориями. Это говорит о том, что инфраструктура — в частности, развитая дорожная сеть — играет важную роль в экономическом состоянии района. Интересно, что простое географическое соседство территорий оказалось менее значимым фактором их экономического взаимодействия, чем наличие надежных транспортных связей.

Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний, в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.
Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по:
а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний,
в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.


Это влияние можно объяснить тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными. Работники могут оперативно перемещаться между объектами, предприятиям легче привлекать квалифицированные кадры, а кооперация между компаниями повышает производительность без значительных капиталовложений. В арктических реалиях, где основные фонды — например, критически важное и дорогое оборудование — часто используются неполноценно из-за сурового климата и сезонных ограничений, именно гибкость трудовых ресурсов становится ключевым фактором экономического роста.

«Наши результаты убедительно показывают, что устойчивое развитие Арктики требует комплексного подхода, выходящего за рамки простого финансового стимулирования. Эффективность использования трудовых ресурсов здесь напрямую зависит от качества транспортной инфраструктуры. Мы рекомендуем уделить особое внимание созданию широтных транспортных коридоров, которые смогут преодолеть разобщенность арктических территорий и обеспечить более равномерное распределение экономических возможностей по всему региону. Также, с учетом постепенного исчерпания потенциала преференциального режима Российской Арктики, все большую актуальность приобретает усиление региональной и муниципальной специфики мер экономической поддержки. В дальнейшем мы планируем осуществить комплексное экономико-социологическое исследование условий труда и социальной инфраструктуры на арктических территориях. Это позволит глубже понять специфику и взаимосвязь процессов разного уровня — от индивидуального (человеческого капитала) до уровня региональных социально-экономических систем», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Александр Волков, старший научный сотрудник отдела комплексных научных исследований Карельского научного центра РАН.

Фото из архива А. Волкова / ОКНИ КарНЦ РАН

Смотрите также:

Научно-исследовательское судно "Посейдон" в Ладожских шхерах
11 сентября 2025
Ученые проводят комплексный мониторинг экосистем Национального парка «Ладожские шхеры»

Комплексную экспедицию в Национальный парк «Ладожские шхеры» совершили специалисты нескольких подразделений КарНЦ РАН на научно-исследовательском судне «Посейдон». В центре внимания – растительный и животный мир парка. Ученые составляют современные карты лесного покрова и его динамики, выявляют редкие виды и оценивают влияние человека на природные экосистемы. Результаты этой работы применимы для планирования хозяйственной и рекреационной деятельностью ООПТ.
Участники экспедиции (слева направо): фольклорист Мария Кундозерова, антрополог Никита Петров, историк Александр Кривоноженко и языковед Наталия Пеллинен
10 сентября 2025
Карельские ученые совершили экспедицию по следам Элиаса Лённрота и Инто Конрада Инхи

Сотрудники Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН совершили экспедицию по северным районам Карелии, посетив места, где в XIX веке путешествовал собиратель карельских рун и создатель эпоса «Калевала» Элиас Лённрот, а также известный финский журналист и фотограф Инто Конрад Инха.
Полевой выезд в рамках Симпозиума. Фото: Школа географических наук Северо-Восточного педагогического университета (https://geo.nenu.edu.cn)
9 сентября 2025
Аапа-болота могут стать точкой пересечения научных интересов ученых из Карелии, Хабаровска и Китая

Руководитель лаборатории болотных экосистем Института биологии КарНЦ РАН Станислав Кутенков принял участие в Международном симпозиуме по сохранению и устойчивому развитию ресурсов торфяных болот, который проходил в китайском городе Чанчунь. Исследования лаборатории распространяются далеко за пределы Карелии, в том числе проводятся на Дальнем Востоке России, и имеют перспективы совместной работы по сравнительному изучению болот с учеными из КНР.
Открытие конференции "ЛИПИДЫ 2025". С приветственным словом выступает генеральный директор КарНЦ РАН чл.-корр. РАН Ольга Бахмет
8 сентября 2025
Всероссийская конференция «ЛИПИДЫ 2025» открылась в Петрозаводске

Более сотни ученых из разных регионов России и других государств собрались в КарНЦ РАН, чтобы обсудить исследования липидов - жизненно важных молекул.
Павел Алексеевич Игнашов
4 сентября 2025
Поздравляем младшего научного сотрудника лаборатории болотных экосистем Института биологии КарНЦ РАН Павла Игнашова с успешной защитой кандидатской диссертации!