Новости
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Австро-венгерские и германские пленные на строительстве Мурманской железной дороги. Олонецкая губерния, 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)
21 июля 2022
Беломорско-Балтийский канал мог быть построен на 18 лет раньше силами военнопленных Первой мировой войны. Турецкие подданные участвовали в создании завода по производству азотной кислоты в Кондопоге. Эти и другие факты о пребывании военнопленных в Карелии в 1915–1918 годах нашли свое отражение в исследовании научного сотрудника Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Александра Кривоноженко.
Историк Александр Кривоноженко занимается изучением социально-экономического положения крестьянства в Карелии в конце XIX – начале XX веков.

– Большое влияние на положение населения Карелии в начале прошлого века оказала Первая мировая война. С одной стороны, на фронт были мобилизованы тысячи мужчин. С другой, в Олонецкую губернию хлынул поток военнопленных. Их появление в таком количестве в первую очередь было связано со строительством Мурманской железной дороги. В итоге они пусть и временно, но существенно повлияли на демографическую ситуацию. На некоторых территориях численность пленных почти в 5 раз превышала число местных мужчин, ушедших на фронт, – рассказал ученый.

В июне в научном журнале «История» вышла статья Александра Кривоноженко о взаимоотношениях военнопленных и местного населения в Карелии в период Первой мировой войны. Проанализировав архивные данные, многие из которых опубликованы в работе впервые, историк установил численность принудительно работавших пленных в регионе и их государственную принадлежность. Так, к концу 1916 года к различным работам в Карелии были привлечены порядка 35 тысяч взятых в плен. При этом общая численность всех военнопленных в регионе была еще выше.

Установлено, что среди пленных были представители как минимум 11 национальностей. На словаков, боснийцев и русинов приходилось по 0,5%. Несколько больше было хорватов (1,4%), украинцев (2,8%), румын (2,3%) и немцев из Германии (3,2%). Поляков, и австро-венгерских, и германских, насчитывалось 6%. Доля австрийцев и чехов составляла 15,7% и 14,7% соответственно. Больше половины пленных являлось венграми – 52,5%. Историк установил взаимосвязь между национальностью и характером работы находящихся в плену. Например, в конюшнях при Александровском заводе, стратегически важном оборонном предприятии, работали лишь славяне. Минимальным в регионе было присутствие турецких пленных. Они участвовали лишь в строительстве завода по производству азотной кислоты в Кондопоге – еще одного предприятия, где активно привлекался труд военнопленных.

Бараки военнопленных
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Бараки военнопленных. Олонецкая губерния, 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)

Судя по первым свидетельствам появления военнопленных в олонецкой деревне, местные крестьяне отнеслись к ним с недоверием и страхом, но вскоре эти чувства сменились интересом и даже жалостью. До постройки бараков иностранцы жили в крестьянских домах, причем хозяева не могли отказаться от такого соседства, и покупали продукты в крестьянских лавках. Есть сведения о нескольких фактах брака или сожительства с местными женщинами. В архивах не обнаружено упоминаний о конфликтах между местными крестьянами и военнопленными.

– Но было бы ошибкой переоценивать степень лояльности карельских крестьян к военнопленным. Так, если крестьяне замечали их на дорогах вдалеке от строительства, то сообщали об этом полицейским чинам или самостоятельно задерживали сбежавших, многие из которых, стремясь в Финляндию, зачастую передвигались по лесам ночами, – отметил ученый.

С.М. Прокудин-Горский (справа) в сопровождении железнодорожного инженера и военнопленных
На фото С.М. Прокудин-Горский (справа) в сопровождении железнодорожного инженера и военнопленных на подъезде к Петрозаводску. 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)

Ранее историк также проследил практику применения труда военнопленных в Карелии во время Первой мировой войны. Их участие в сооружении Мурманской железной дороги широко освещено, но в других сферах оказались пробелы. Ученый нашел в архивах предложения земств и руководства Олонецкой и Архангельской губерний по использованию труда пленных в некоторых инфраструктурных проектах и в сельском хозяйстве.

Например, в очередной раз поднимался вопрос о сооружении канала для связи Белого и Балтийского морей. Планы по его постройке разрабатывались с начала XIX в. и поддерживались как в олонецкой, так и в архангельской администрациях. В войну решение проблемы сообщения с северными морями стало одной из главных государственных задач. В сентябре 1914 г. купец Волков предложил построить канал за счет частных средств с привлечением труда военнопленных. Другой проект был подан в министерство 28 марта 1915 г. вице-губернатором А.Ф. Шидловским: канал также должен был сооружаться «руками военнопленных воюющих с нами государств». При этом построить его планировалось уже к осени, а до конца навигации по каналу должно было пройти до 75 млн пудов грузов. Но Министерство путей сообщения отклонило оба проекта как не имеющие достаточного обоснования. В итоге Беломорско-Балтийский канал был сооружен через 18 лет силами заключенных, и его строительство заняло более полутора лет.

Проанализировав этот и другие примеры, ученый пришел к выводу, что труд пленных, помимо сооружения железной дороги, работ на Александровском заводе и заводе по производству азотной кислоты в Кондопоге, почти не применялся в Карелии. Среди причин – нежелание центральных властей расходовать средства на крупные проекты, дублирующие железную дорогу, позиция губернской администрации, противившейся дополнительному притоку военнопленных в Карелию, в том числе, из-за продовольственного кризиса, а также особенности хозяйственного уклада крестьянского населения края. Единственным успешным, хотя и ограниченным применением рабочей силы в виде военнопленных стал городской огород в Петрозаводске. Он был разбит на окраине города на средства местного самоуправления в мае 1916 г. для смягчения продовольственного кризиса и торможения роста цен. С самого начала к работам на нем привлекалось от 9 до 17 пленных австро-венгров.

Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Кривоноженко
Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Кривоноженко

– Проблема социально-экономического развития России в годы Первой мировой войны – сложная и многогранная. Наличие пленных сыграло заметную роль в жизни многих тыловых губерний. Они внесли видимый вклад в экономику России, имели определенное значение в развитии культуры в городах и, конечно, сыграли важную роль в Гражданской войне. Неслучайно отправка пленных из Олонецкой губернии в 1918 году шла ускоренными темпами – с севера уже наступали интервенты. Поэтому пребывание пленных в российском тылу – одна из главных проблем для историков, изучающих социально-экономическое развитие страны в период Первой мировой войны, – подытожил Александр Кривоноженко.

Смотрите также:

Объявление результатов выборов в конференц-зале КарНЦ РАН 17 июня
17 июня 2025
Прошел важный этап по выборам генерального директора КарНЦ РАН

Избирательная комиссия подвела итоги голосования работников КарНЦ РАН по выборам кандидатуры на должность генерального директора КарНЦ РАН. Явка составила более 80%. Наибольшее число голосов – 391 получил директор Института леса Александр Крышень, и.о. генерального директора КарНЦ РАН Ольгу Бахмет поддержали 252 избирателя, заместитель генерального директора КарНЦ РАН Юрий Заика получил 17 голосов. Избирательная комиссия зафиксировала эти результаты своим протоколом, который будет отправлен в Департамент кадровой политики Министерства науки и высшего образования РФ. Теперь кандидатам предстоит пройти согласования в федеральных ведомствах и с победителем конкурса будет заключен трудовой договор.
НИС "Посейдон", фото из архива. Автор фото – Игорь Георгиевский
11 июня 2025
Научно-исследовательское судно "Посейдон" вернулось из первой в этом сезоне комплексной экспедиции

Сотрудники Института водных проблем Севера КарНЦ РАН совершили экспедицию по Онежскому озеру на научно-исследовательском судне "Посейдон". Комплексная экспедиция охватила 19 станций в заливах, Центральном Онего и Кижских шхерах. Ученые отобрали пробы воды для химических и биологических анализов.
Награждение состоялось в преддверии Дня России
11 июня 2025
Карельские ученые удостоены государственных наград

В преддверии Дня России в зале Благородного собрания Национального музея Карелии состоялась церемония вручения государственных наград. Директор Института биологии КарНЦ РАН Николай Ильмаст удостоен медали "За заслуги перед Республикой Карелия". Ведущему научному сотруднику Института водных проблем Севера КарНЦ РАН Сергею Богданову присвоено звание "Заслуженный работник науки Республики Карелия". Поздравляем коллег с высоким признанием!
Подведены итоги Грантового конкурса РГО
10 июня 2025
Ученые КарНЦ РАН стали победителями Грантового конкурса Русского географического общества 2025 года

Подведены итоги Грантового конкурса Русского географического общества 2025 года. В числе победителей – главный научный сотрудник Института водных проблем Севера КарНЦ РАН чл.-корр. РАН Николай Филатов и старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Анастасия Лызлова. Их проекты направлены на популяризацию наследия выдающегося географа и статистика Константина Арсеньева, а также выявление сказок Русского Севера в Научном архиве РГО.
Магистрант ВГУ Дмитрий Лысов (справа) и руководитель лаборатории геофизики ИГ КарНЦ РАН Павел Рязанцев за работой
6 июня 2025
Стажировка в КарНЦ РАН помогла специалисту из Витебска освоить новые методы электротомографии, применимые в строительстве

Карельский научный центр РАН продолжает сотрудничество с Витебским государственным университетом имени П.М. Машерова. 5 июня завершилась практическая подготовка магистранта вуза Дмитрия Лысова. Специалист строительной отрасли познакомился с геофизическими методами, применяемыми исследователями КарНЦ РАН.