Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Сотрудники ИПМИ работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

Константин Тирронен, заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН
14 ноября 2025
Карельские зоологи выяснили, как популяция волка поддерживает свою жизнеспособность в современных условиях

Заседание Ученого совета КарНЦ РАН состоялось 14 ноября. Оно открылось вручением исследователям наград Минобрнауки России, РАН и Главы Республики Карелия. В рамках научной повестки доклад об изменениях в популяционно-генетической структуре населения волка в результате интенсификации охоты представил заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН Константин Тирронен.
Подписание соглашения между ПОРА и КарНЦ РАН
14 ноября 2025
ПОРА и Карельский научный центр РАН подписали соглашение о сотрудничестве

14 ноября в Петрозаводске Карельский научный центр Российской академии наук и Проектный офис развития Арктики (ПОРА) заключили соглашение о стратегическом партнёрстве. Документ подписали генеральный директор ПОРА Максим Данькин и и.о. генерального директора КарНЦ РАН Ольга Бахмет.
Карельский научный центр РАН
13 ноября 2025
Руководитель КарНЦ РАН Ольга Бахмет вошла в состав совета при Администрации Президента России

Руководитель Карельского научного центра Российской академии наук Ольга Бахмет вошла в состав научно-экспертного совета при Межведомственной рабочей группе Администрации Президента Российской Федерации. Темой первого заседания комитета будет подготовка пятого тома Национального доклада о глобальном климате и рациональном природопользовании.
Научный журнал Studia Nordica
12 ноября 2025
В КарНЦ РАН вышел первый выпуск нового научного журнала Studia Nordica

Первый выпуск нового электронного научного журнала Studia Nordica вышел в октябре 2025 года в Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Журнал стал преемником «Альманаха североевропейских и балтийских исследований», выходившего в 2016-2023 годах, и, по задумке авторов, должен продолжать и развивать заданное «Альманахом» направление.
Лесной северный олень. Изображение получено с помощью фотоловушки
11 ноября 2025
Вырубки негативно влияют на популяцию лесного северного оленя в Карелии

Зоологи проанализировали перемещения лесных северных оленей в Карелии и выяснили: животные предпочитают малонарушенные леса, а также болота и берега озер. При этом вырубки олени стараются избегать – в этих местообитаниях высока угроза гибели от хищников, а также мало корма. Но из-за интенсивного лесопользования в республике пригодных для этого краснокнижного вида территорий становится все меньше. Для сохранения ценных местообитаний необходимо создание новых ООПТ или особо защитных участков леса.