Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Сотрудники ИПМИ работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

Карельский научный центр РАН
25 июля 2024
В КарНЦ РАН стартует прием в аспирантуру на 2024/2025 учебный год

Вулканология, биохимия, экономика, этнология – эти и другие науки смогут изучать выпускники вузов в грядущем учебном году в Карельском научном центре РАН. 1 августа стартует прием документов в аспирантуру КарНЦ РАН. Набор на бюджетную очную форму обучения будет проводиться по девяти научным специальностям.
Виталия Хитрая
19 июля 2024
Поздравляем с успешной защитой кандидатской диссертации Виталию Хитрую, аспиранта Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН!
18 июля 2024
Распространение лигулеза в озере Сямозеро под наблюдением карельских ученых

Сотрудники Института биологии КарНЦ РАН оценят благополучие природной популяции леща в озере Сямозеро в Пряжинском районе Карелии. Ученые приступили к работе над новым исследованием по гранту РНФ. На озере был собран материал для анализа распространения лигулы — паразита карповых рыб. Видовое разнообразие и эволюция цестод рода Ligula — малоисследованный вопрос для России. Взаимодействие паразита и его хозяина изучат на всех уровнях: поведенческом, физиологическом и молекулярном.
Обложка монографии "Неорганическая органика: развитие рынка органической продукции при конфликте удовлетворяемых интересов"
15 июля 2024
Переход к органическому производству может помочь развитию сельских и арктических территорий

Производство и потребление органической продукции – не просто дань моде и здоровому образу жизни. Ученые-экономисты убеждены: переход к органическим технологиям будет способствовать сбалансированному развитию страны. Их внедрение может снизить различия важных показателей городской и сельской местности, арктических и южных районов. Появление локальных фермерских хозяйств и переход существующих к органическому производству сдерживает отток населения и помогает сохранению самобытности территорий.
Альбина Кочнева, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории экологической биохимии Института биологии КарНЦ РАН
11 июля 2024
Молодой биолог из Карелии получила медаль РАН за изучение адаптации паразитов рыб

Научному сотруднику Института биологии КарНЦ РАН Альбине Кочневой присуждена медаль Российской академии наук с премией для молодых ученых России. Также она стала победителем молодежного конкурса грантов Российского научного фонда. Биолог изучает молекулярные адаптационные механизмы ленточных червей к паразитическому образу жизни. Результаты ее исследования имеют значение для решения фундаментальных проблем паразитологии, а также могут быть использованы в ветеринарной и сельскохозяйственной отраслях. Поздравляем коллегу с профессиональным признанием!