Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Сотрудники ИПМИ работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

Национальный парк "Паанаярви"
16 сентября 2025
В Национальном парке «Паанаярви» стартует комплексный мониторинг природных объектов для сохранения биоразнообразия

Проект «Арктическая природа в Национальном парке "Паанаярви"» стал победителем первого конкурса грантов Президентского фонда природы. Он направлен на сохранение уникальных арктических экосистем, представленных в парке. Для этого исследователям предстоит собрать актуальную информацию о биоразнообразии «Паанаярви», в том числе о состоянии редких и охраняемых видов, и влиянии антропогенной нагрузки на природные объекты.
Карельский научный центр РАН
15 сентября 2025
В КарНЦ РАН стартовал дополнительный набор в аспирантуру

Дополнительный прием на обучение по программам аспирантуры на 2025/2026 учебный год объявили в КарНЦ РАН. Будущих аспирантов ждут на бюджетное обучение по трем научным специальностям.
Научно-исследовательское судно "Посейдон" в Ладожских шхерах
11 сентября 2025
Ученые проводят комплексный мониторинг экосистем Национального парка «Ладожские шхеры»

Комплексную экспедицию в Национальный парк «Ладожские шхеры» совершили специалисты нескольких подразделений КарНЦ РАН на научно-исследовательском судне «Посейдон». В центре внимания – растительный и животный мир парка. Ученые составляют современные карты лесного покрова и его динамики, выявляют редкие виды и оценивают влияние человека на природные экосистемы. Результаты этой работы применимы для планирования хозяйственной и рекреационной деятельностью ООПТ.
Участники экспедиции (слева направо): фольклорист Мария Кундозерова, антрополог Никита Петров, историк Александр Кривоноженко и языковед Наталия Пеллинен
10 сентября 2025
Карельские ученые совершили экспедицию по следам Элиаса Лённрота и Инто Конрада Инхи

Сотрудники Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН совершили экспедицию по северным районам Карелии, посетив места, где в XIX веке путешествовал собиратель карельских рун и создатель эпоса «Калевала» Элиас Лённрот, а также известный финский журналист и фотограф Инто Конрад Инха.
Полевой выезд в рамках Симпозиума. Фото: Школа географических наук Северо-Восточного педагогического университета (https://geo.nenu.edu.cn)
9 сентября 2025
Аапа-болота могут стать точкой пересечения научных интересов ученых из Карелии, Хабаровска и Китая

Руководитель лаборатории болотных экосистем Института биологии КарНЦ РАН Станислав Кутенков принял участие в Международном симпозиуме по сохранению и устойчивому развитию ресурсов торфяных болот, который проходил в китайском городе Чанчунь. Исследования лаборатории распространяются далеко за пределы Карелии, в том числе проводятся на Дальнем Востоке России, и имеют перспективы совместной работы по сравнительному изучению болот с учеными из КНР.