Новости
Петрозаводск
13 ноября 2023
Сотрудники ИПМИ работают над транспортной моделью Петрозаводска. Она позволит исследователям и властям анализировать, как повлияют на дорожную ситуацию временное перекрытие улиц, новые объездные пути, тоннели и мосты. Для изучения обстановки на дорогах ученые привлекают теоретико-игровые математические методы — ищут оптимальные стратегии, которыми руководствуются водители автомобилей, перевозчики и пассажиры общественного транспорта.
Автомобильные пробки — актуальная проблема, в решении которой может помочь математика. В России есть научные коллективы, которые исследуют транспортные сети различными математическими методами с учетом специфики городов. Отразить дорожную ситуацию в Петрозаводске позволит специальная модель, которую создают исследователи Карельского научного центра РАН. Работа ведется в рамках гранта Российского научного фонда №22-11-20015, проводимого совместно с органами власти Республики Карелия с финансированием из Фонда венчурных инвестиций.

Для того чтобы построить математическую модель столицы Карелии исследователи использовали различные данные, в том числе, часть получена в результате опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. Транспортную схему представили в виде графа — математического объекта. Граф состоит из вершин (уличных перекрестков) и ребер — дорог, которые их соединяют.

Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН
Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

— Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному, — рассказала Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН.

Оптимальные стратегии для всех участников дорожного движения можно разработать при помощи теории игр — раздела математики, изучающего решение конфликтов между игроками и оптимальность их стратегий. Применимо к транспортной системе, игроками могут быть водители личных авто, перевозчики и пользователи общественного транспорта. Стратегии участников – это, например, выбираемые маршруты, интервалы движения, цены на проезд.

— Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше, — добавила математик.

Теория игр также может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта. Поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, немаловажно предсказать такое поведение, которое позволит не упустить выгоду и будет удобно для горожан.

Транспортный граф города Петрозаводска

Своими результатами исследователи поделились в научной статье, опубликованной в журнале «Математическая теория игр и ее приложения». Анализ позволил выявить наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, улица Шотмана, улица Антикайнена. Модель подтвердила, что чаще всего перегруженными являются улица Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. В числе резервных участков дорог названы ул. Пушкинская, ул. Олонецкая, ул. Ломоносова.

Также ученые рассчитали маршруты, которые вносят наибольший вклад в центральность — математически выраженную значимость наиболее загруженных дорог. Эту характеристику можно использовать для анализа структурных особенностей графа городских дорог, моделирования устойчивости и планирования развития транспортной сети.

Кроме того, в рамках работ по гранту был разработан веб-сервис с визуализацией транспортной сети города.

Впереди у коллектива еще один год исследований по проекту. Их завершат к концу следующего года. Сейчас ученые планируют рассчитать, что будет при добавлении новых объездных дорог. Известно, что городские власти задумывались о расширении улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. Саму модель нужно доработать, добавив в нее данные по частному сектору и новым районам города. Еще одно направление работы — специальный веб-сервис для более удобного и наглядного доступа к модели, так ее могли бы увидеть не только специалисты, но и все желающие.

Результаты исследований будут переданы специалистам по транспортному планированию в органы власти Петрозаводска и Карелии, они могут помочь в развитии городской инфраструктуры.

Смотрите также:

Встреча О.Н. Бахмет и С.В. Егоровой
16 мая 2025
Планы молодых ученых

15 мая состоялась очередная встреча генерального директора КарНЦ РАН Ольги Бахмет и председателя Совета молодых ученых КарНЦ РАН Светланы Егоровой, на которой обсуждался план работы СМУ, направленный на профессиональный рост научной молодежи.
Карельский научный центр РАН
16 мая 2025
Ученые из России, Беларуси, Китая, Индии и Эфиопии обсудили современные подходы к изучению изменения климата

Международный онлайн-семинар, посвященный современным подходам к изучению различных факторов, влияющих на изменение климата на планете, прошел накануне в КарНЦ РАН. В нем приняли участие ученые из пяти стран. Мероприятие продолжает развитие сетевого взаимодействия между учеными из регионов стран БРИКС+, инициированное Карельским научным центром РАН.
Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Татьяна Васильева рассказала о жизни и работе археолога Григория Панкрушева
15 мая 2025
Археологи из разных регионов России обсуждают современные методы работы на конференции в Петрозаводске

Всероссийская конференция археологов "Соединяя пространство и время" проходит в Петрозаводске 14–17 мая. Порядка 50 специалистов очно собрались в КарНЦ РАН, чтобы обсудить современные методы пространственного анализа в изучении позднего каменного века Евразии, еще 20 экспертов подключились к работе в онлайн-режиме. Конференция посвящена памяти выдающихся советских археологов – А.Я. Брюсова и Г.А. Панкрушева, которые внесли значительный вклад в развитие археологической науки в стране в целом и Карелии в частности.
О.Н. Бахмет - экосовет РК 14.05.2025
14 мая 2025
Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет приняла участие в заседании экологического совета при Правительстве Карелии.

Четвертое заседание экологического совета при участии главы Карелии Артура Парфенчикова прошло сегодня в Петрозаводске. Темой заседания стал вопрос развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Карелии.
Письмо от Василия Антонова
11 мая 2025
Ученые собрали и оцифровали редкие фронтовые письма на карельском языке

Результаты Марафона писем на карельском и вепсском языках были опубликованы накануне 9 Мая. В течение трех месяцев Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН проводил межрегиональную акцию, участникам которой предлагалось поделиться сохранившимися фронтовыми письмами, написанными на национальных языках. В итоге было получено более 20 писем на ливвиковском и собственно карельском наречии карельского языка. Ученые оцифровали их и опубликовали с расшифровкой и переводом на специальном ресурсе.